Одна из главных причин, почему люди переезжают жить за город — свежий воздух и тишина. Да, в городе этого не найти, но есть способы улучшить ситуацию и сделать городскую жизнь более экологичной.
Загрязнение воздуха
Загрязнение воздуха — одна из самых серьезных экологических проблем в настоящее время. По данным Всемирной организации здравоохранения, 9 из каждых 10 человек дышат загрязненным воздухом, что ежегодно приводит к 7 миллионам случаев смерти. К основным источникам загрязнения относят сжигание ископаемого топлива (выбросы от всех видов транспортных средств), сельскохозяйственную деятельность (использование инсектицидов, пестицидов и удобрений), промышленность и сжигание мусора. Поэтому жизнь в мегаполисах и промышленных центрах неблагоприятно сказывается на здоровье человека.
Решить проблему загрязнения воздуха самостоятельно не получится, здесь требуются согласованные действия местного, регионального и федерального руководства. Однако существуют успешные городские практики, позволяющие уменьшить уровень загрязнения воздуха в отдельно взятом населенном пункте.
1. Уменьшение маятниковой миграции. Маятниковой миграцией называют регулярные перемещения человека из пункта А в пункт Б: дорога из дома на работу и обратно или еженедельные поездки на дачу. Часто получается так, что человек живет в спальном районе, а работает в центре или за городом, и на работу предпочитает добираться на личном автомобиле, ведь общественный транспорт ходит редко и едет долго. Но это значительно увеличивает транспортные потоки, а нужно стремиться к их уменьшению. И здесь есть два пути:
планирование новых районов таким образом, чтобы все необходимое для жизни человека было в 15-минутной доступности;
развитие сетей городского транспорта.
2. Приоритетное развитие сетей городского транспорта, пешеходного и велосипедного движения в городах. Сюда относятся:
-
создание новых маршрутов общественного транспорта и оптимизация существующих;
-
финансовая доступность общественного транспорта: владение автомобилем должно быть ощутимо дороже, чем использование городского транспорта;
-
создание выделенных полос для общественного транспорта;
-
доступность различных вариантов передвижения: кто-то любит ходить пешком, а кто-то выбирает велосипед — обеим категориям граждан должно быть комфортно перемещаться по городу.
3. Повышение энергоэффективности зданий. Энергоэффективность — это показатель, по которому можно определить, насколько эффективно здание расходует тепловую и электрическую энергию. Существует несколько классов энергоэффективности, где «А» — это наивысший, а «Е» — низший класс. Например, очень популярные ранее «хрущевки» относят, как правило, к классу «D», так как они имеют достаточно высокие теплопотери. Это можно определить по ряду особенностей этих типовых зданий:
-
плоская крыша свидетельствует об отсутствии чердака, который мог бы стать тепловым буфером;
-
плохо утепленные фасады и подъезды;
-
старые системы отопления, которые не регулируются в зависимости от погодных условий.
Повысить энергоемкость таких зданий, конечно, можно, и сейчас это делается средствами фонда капитального ремонта. А уже к современным зданиям существуют определенные требования, запрещающие проектировать и вводить в эксплуатацию дома, энергоэффективность которых ниже класса «С».
4. Озеленение. Зеленый каркас города — хорошее средство для фильтрации загрязненного воздуха. Крупные деревья снижают содержание углекислого газа и вырабатывают кислород, а также собирают мелкие частицы пыли или дыма на поверхности листьев и коры. Помимо государственных учреждений, озеленинием Калуги занимается
движение «Зеленый город», к которому могут присоединиться и простые горожане.
Шум
Шумовое загрязнение особенно сильно проявляется в мегаполисах. Но и в таких небольших городах, как Калуга, оно с каждым годом увеличивается. Шум окружает нас повсюду: работа бытовой техники, соседи, ремонтные и строительные работы, звук автотранспорта, поездов, самолетов и т. д. Все это, безусловно, влияет на здоровье и ведет к заболеваниям, связанным с потерей слуха, нарушением сна и деятельности сердечно-сосудистой системы, а также к депрессии и другим расстройствам психики.
Снизить уровень шума можно, и есть несколько способов решения этой проблемы. Самое важное, что надо сделать — внести коррективы в действующее законодательство. Нужно установить нормативы по уровню шума не только в ночное, но и в дневное время, а также повысить штрафы за несоблюдение этих нормативов. В Калуге действует закон о тишине, регламентирующий проведение ремонтных и строительных работ, а также шумных мероприятий в жилой зоне. Но действует он только в ночное время, а штраф за несоблюдение норм (которое, к слову, трудно бывает доказать) очень скромный — до 3000 рублей.
Но первоисточник городского шума, конечно, не ремонт и не вечеринки, а автотранспорт. И его количество надо уменьшать. Об этом мы уже говорили в разделе про загрязнение воздуха. Резюмируем: развитие общественного транспорта, улучшение пешеходной и велосипедной инфраструктуры позволит избавить город от лишних автомобилей. А на освободившемся пространстве можно заняться озеленением, ведь деревья и кустарники не только очищают воздух, но и поглощают шум.
Отдельно стоит сказать о шумозащитных экранах, которые устанавливаются вдоль оживлённых автодорог. К сожалению, их эффективность не очень высока: такой экран хорошо работает в пределах 30 метров, а если жилая зона находится в 100 метрах от него, то шумоподавления уже нет никакого.
Мусор
Последние несколько лет экологи всего мира говорят, что человечество стоит на пороге мусорного кризиса. И они не преувеличивают. В XX веке произошел колоссальный скачок в развитии промышленности и науки. Сейчас нас окружает большое количество вещей, сделанных из синтетических материалов, благодаря которым жизнь стала намного проще. Но проблема в том, что изделия, в составе которых есть полимеры, разлагаются сотни лет, а пользуемся мы ими иногда даже меньше часа. В итоге пластик и другой упаковочный материал создает огромные горы мусора и, постепенно разлагаясь, отравляет почву, грунтовые воды и воздух.
Основные проблемы с мусором в нашей стране: несвоевременный вывоз ТКО, несанкционированные свалки, небольшое количество урн для раздельного сбора отходов и низкий уровень переработки вторичного сырья. И все их нужно, конечно же, решать.
Одно из очевидных решений «мусорной» проблемы — уменьшение количества отходов. Сюда можно отнести:
-
отказ от использования пластиковой упаковки и переход на многоразовые пакеты (тканевые шопперы, например), упаковку из бумаги, термокружки для кофе навынос, многоразовые бутылочки для воды и т. п.;
-
снижение промышленных отходов путем совершенствования используемых мощностей предприятий и улучшения технологии производства;
-
разумное потребление: не покупать ненужных вещей, планировать покупки, отдавать неиспользованные вещи нуждающимся или продавать их.
Также не стоит забывать про реюз, апсайкл и ресайкл. Эти три слова английского происхождения очень популярны в среде экоактивистов. Разберемся, что же они значат.
Реюз — повторное использование. Например, ребёнок подрос и осталось несколько мешков одежды и обуви, которая ему уже мала. Чтобы не выбрасывать, её можно отдать друзьям, знакомым, нуждающимся или продать на Авито. И так можно поступить с абсолютно любой вещью, которая вам не нужна: одежда, аксессуары, бытовая техника, кухонные принадлежности и т. д. Даже сломанный утюг кому-то пригодиться в качестве донора запчастей.
Апсайкл — это новая жизнь для старых вещей. Помните раньше в каждом подъезде стояли пепельницы, сделанный из консервных банок? Так вот это и есть апсайкл: мы берём ненужную вещь и придумываем ей новое назначение.
Ресайкл — переработка сырья с целью создания нового изделия. Переработать можно пластик, бумагу, текстиль, металл, стекло, шины. Невероятно, но из обычных пластиковых бутылок можно создать новую одежду и обувь, «лежачих» полицейских, садовую мебель, стройматериалы, канцтовары и много чего ещё. Поэтому важно научиться сортировать мусор и относить его в специальные точки сбора, тогда ваши отходы не будут копиться на свалках и отравлять окружающую среду, а получат новую жизнь в новом качестве.