Короткой строкой: 01.12«Калужский троллейбус» вышел на 2 новых маршрута
Станьте частью экосистемы с месячной аудиторией в 100 000 человек в VK и Telegram

Калужская епархия: реставрация, реституция и новое строительство

Русская пословица настоятельно рекомендует не ходить в чужой монастырь со своим уставом. Однако даже народная мудрость не всегда служит руководством к действию, ведь что для верующего человека дом Божий, для чиновника — «объект недвижимости» и «памятник истории и культуры». Так что если и не с уставом, так со своими СНиПами и прочей подобной документацией специально обученные люди в Церковь все же порой захаживают

04 октября 2013

Текст: Даниил Марченко

Любое церковное здание является не только местом богослужений, но и объектом городской среды, к которому предъявляются определенные требования. А поскольку зачастую храмы имеют историческую и архитектурную ценность, то эти требования оказываются довольно жесткими. 

Кесарю — кесарево 

Религиозная организация (в нашем случае — Калужская епархия РПЦ) может получить в свое распоряжение памятники истории и культуры местного и федерального значения либо в качестве собственности, либо в форме безвозмездного пользования. Но при любом из этих вариантов подписывается Охранное обязательство, которое предполагает соблюдения определенных правил в ходе эксплуатации полученных объектов. Так, Церковь за свой счет должна поддерживать памятник в надлежащем состоянии, в том числе: осуществлять текущий ремонт, обеспечивать охрану имущества и производить благоустройство территории. Также Охранное обязательство предусматривает инспекции со стороны контролирующих органов и запрещает проводить различные строительные работы на территории объекта без согласований с соответствующими инстанциями. 

Поскольку Охранное обязательство четко оговаривает, что все работы собственник или пользователь должен производить за свой счет, встает вопрос о поиске средств. Пожертвований простых прихожан на такое дорогостоящее дело, как реставрация памятника архитектуры, конечно же, не хватает. В таких случаях на помощь обычно приходят меценаты. Правда, иногда Церковь обращается за поддержкой к муниципальной и областной администрации, и тут порой возникают достаточно экстравагантные для нашего города идеи. Можно вспомнить хотя бы предложение губернатора провести референдум по вопросу налогового самообложение калужан для восстановления Лаврентьевского монастыря. 

А в качестве подрядчика может выступить Калужское епархиальное реставрационно-производственное объединение. Эта же организация выполняет и строительные работы. Правда, действует это объединение в основном в самом областном центре и ближайших его окрестностях — на местах обычно выбираются другие подрядчики. Особо оговаривается вопрос вероисповедания рабочих — всю внутреннюю отделку должны выполнять православные. 

В отдельных случаях часть расходов на реставрацию может взять на себя государство. Федеральное финансирование предусмотрено для памятников истории и культуры федерального значения, не находящихся в собственности РПЦ. На территории Калужской области есть 15 таких объектов. Среди них — Благовещенский собор в Мещовске, храм Покрова Божьей Матери в селе Высокое, Свято-Троицкий кафедральный собор и храм в честь иконы Казанской Божьей Матери в Калуге. До 2008 года к этому перечню относился также и Пафнутьево-Боровский монастырь, ныне принадлежащий Калужской епархии. 

Согласно все тому же Охранному обязательству, Церковь должна содержать прилегающую к храму территорию благоустроенной. В небольших приходах этой работой, как и прежде, занимаются сами верующие. Но иногда священнослужители все же прибегают к услугам ландшафтных дизайнеров, как это было в случае с церковью Рождества Пресвятой Богородицы (Никитским), где раньше размещался кинотеатр «Пионер». Два года назад там разбили сквер и установили памятник Петру и Февронии Муромским, и теперь усилиями своего садовника приход поддерживает эту территорию в первоначальном виде. 

Храм шаговой доступности 

Многих приезжих удивляет такое большое количество храмов в Калуге. И похоже, их будет становиться все больше. Тому есть две основные причины. Во-первых, это новый закон о реституции имущества религиозного назначения, о котором будет сказано ниже, а во-вторых, в городе продолжается строительство новых храмов. В основном, конечно, речь идет о новых или сравнительно новых районах, где людям приходится устраивать мини-паломничества «в город», чтобы попасть на службу. Как правило, в этом случае формируется какая-то активная группа, которая начинает сбор подписей в поддержку строительства храма в своем районе. Затем следует обращение в Калужскую епархию, и если идея одобряется (для создания прихода нужен т.н. «десяток», т.е. десять человек), то назначается настоятель и начинаются работы в этом направлении. На этом этапе происходит примерно то же, что и при любом другом строительстве: ищется свободный участок и проводятся инженерно-геологические изыскания местности, чтобы определить, возможно ли вообще возведение данного здания на выбранном месте. Финансовый вопрос решается аналогично ситуации с реставрацией. Если средств, собранных инициативной группой, оказывается недостаточно — начинается поиск обеспеченных людей, готовых поучаствовать в богоугодном деле. В этом вопросе верующим часто содействует епархия, которая также оказывает информационную поддержку и юридическую помощь в оформлении всей требуемой документации, а, при необходимости, может даже предоставить типовые проекты храмов, что существенно снизит расходы на гонорар архитектору. 

Viva la Restitution! 

Вопрос о возвращении религиозных ценностей не утихает с тех самых пор, как исчезло государство, в свое время эти ценности экспроприировавшее. Между тем, Федеральный закон о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной или муниципальной собственности, был принят лишь в ноябре 2010 года. К настоящему времени приняты также и все подзаконные акты, необходимые для его реализации. И хотя в тексте самого документа ни слова не говорится конкретно о Православной Церкви, львиная доля заявлений в Росимущество (порядка 80 %) поступает именно от нее. Вообще, передача Церкви недвижимого имущества является лишь частным случаем данного закона. Область его применения значительно шире и касается, в том числе, и музейных ценностей, изъятых из храмов и монастырей. Возвращаться будут не только храмы, но и любая другая недвижимость, ранее принадлежавшая той или иной религиозной организации. Кстати, земельные участки, на которых располагаются передаваемые здания, также отойдут в пользу Церкви. Поданное заявление обязаны рассмотреть в течение месяца и, в случае положительного решения, передать имущество в течение двух лет. Однако стоит отметить, что в большинстве случаев религиозные организации обращаются в Росимущество с заявлениями о передаче имущества не в собственность, а в безвозмездное пользование. 

Библейские мотивы 

Однако если с реституцией имущества, находящегося в федеральной и муниципальной собственности все более или менее ясно, то как этот процесс происходит в том случае, когда правами на объект владеет частное лицо или коммерческая структура? Здесь показателен пример храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитского), судьба которого до определенного момента складывалась довольно типично: в 1926 году он был закрыт, а 3 года спустя частично разрушен — были снесены верхние ярусы колокольни и центральный купол. В 1949 году здесь открылся кинотеатр «Пионер», просуществовавший до 2000 года, а в 90-е наряду с ним в церковном здании стали появляться различные коммерческие структуры. Начиная с 1993 года Калужская епархия регулярно обращалась в Городскую управу с просьбами о передаче здания Церкви. Рассказывает настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы, протоиерей Алексий Пелевин: 

— На наши обращения никто не реагировал долгие 11 лет. После закрытия кинотеатра здание оказалось заброшено, здесь стали ночевать бездомные, все коммуникации вышли из строя. И только после этого, в конце 2004 года, имущество было возвращено епархии. Вообще, так происходит довольно часто — государство отдает объекты, находящиеся в плачевном состоянии, когда само уже не в силах о них позаботиться. 

Однако это был еще не конец истории. Часть площадей этого здания была в свое время сдана в аренду, срок которой истекал лишь к 2008 году. В итоге сложилась довольно неприглядная ситуация, когда церковное помещение оказалось разделено: в одной его части уже проводились богослужения, а в другой работала бухгалтерия одной из строительных фирм. К тому же там, где сейчас находится православная библиотека, был магазин, торговавший удобрениями и семенами. Эту проблему Епархии удалось решить с помощью городских властей, которые предоставили арендаторам аналогичные помещения в центре Калуги и помогли таким образом состояться красивой евангельской аллюзии. 

При желании в Интернете сейчас можно найти информацию о том, что состояние того или иного объекта после его передачи Церкви ухудшилось. Однако в нашем регионе Министерство культуры видит в Церкви прежде всего своего союзника. Так, например, бывший начальник отдела государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия Виталий Леонов не раз заявлял, что многим собственникам памятников архитектуры в вопросах содержания своего исторически ценного имущества стоит равняться на РПЦ. Поэтому возможно, что именно епархии удастся сделать то, что не удалось муниципалитету, — вернуть церковным зданиям не только их былое предназначение, но и их исторический облик.

Архитектор Николай Свириденко рассказал о своем опыте проектирования церквей:

Работа над церковными зданиями, безусловно, имеет серьезные отличия от светской архитектуры, ведь проект храма должен быть выполнен с учетом многовековых традиций и канонов проведения православной службы. Это же касается и вопросов благоустройства территории, где помимо зоны отдыха прихожан и каких-то хозяйственных построек должна быть учтена, к примеру, возможность проведения крестного хода. 

Первый подобный проект, в котором мне довелось принимать участие — это храм преподобномученицы Елизаветы Федоровны в Белоусово Жуковского района Калужской области. Заказчиком выступала Калужская Епархия в лице его преосвященства Владыки Климента. К проекту был предъявлен ряд требований — так, например, здание необходимо было строить из кирпича без применения бетона, поскольку так достигаются лучшие акустические характеристики. 

Согласование всех работ по проектам и строительству велось только с его преосвященством Владыкой Климентом, при этом оговаривались даже такие детали, как кирпичная кладка, арочные своды в интерьере и цвет самого здания — все это должно соответствовать русским православным традициям. 

Этот проект был выполнен для неоднократного применения. Сейчас по нему будет возводиться церковь в Шайковке, под нее уже заложен фундамент. Еще одним из творческих повторов этого проекта можно назвать строящийся храм в микрорайоне «Тайфун». Учитывая его расположение среди многоэтажных домов, высота здания была увеличена — храм стал двухэтажным, соответственно увеличили мы и высоту колокольни. 

Также я разработал проект малого храма в «Духовном центре для молодежи» в Малоярославецком районе под Детчино. 

Вообще, я считаю этот опыт для себя очень ценным. Там, где сейчас строит епархиальное реставрационно-производственное объединение, везде получается интересно. Возрождаются памятники архитектуры, возрождается историческая среда — это обогащает наш город.