Короткой строкой: 01.12«Калужский троллейбус» вышел на 2 новых маршрута
Станьте частью экосистемы с месячной аудиторией в 100 000 человек в VK и Telegram

Архитектор Елена Кырчанова о новом доме на ул. Воронина

Узнаем историю появления нерядового проекта

28 сентября 2023

Калуга не слишком избалована современной архитектурой. Из заметных (в хорошем смысле) построек нулевых-десятых годов можно назвать разве что здание ИКЦ, а остальные предпочитают особо не выделяться. И вдруг в социальных сетях начали появляться фотографии нового двухэтажного дома на Воронина — то есть там, где меньше всего можно было бы ожидать экспериментов. Большая часть комментаторов подход одобряет: называют его «забавным», «стильным», «интересным» и определенно заслуживающим внимания.

Автор проекта — известный и опытный архитектор Елена Кырчанова из бюро «Архиплан». Мы поговорили с Еленой Михайловной о работе над образом дома, его окружении и о «своих» заказчиках.

— Всех очень волнует вопрос, что же все-таки будет в новом здании?

— С самого начала проектирования заказчик был настроен на некое общественное пространство, которое впоследствии можно было бы легко сдать в аренду. Какие-то минимальные вещи заложены: туалет, вода, а все остальное —открытое пространство, несущие конструкции по углам и нет никаких колонн внутри. Не скрою, думали и об одноэтажном здании, там же был одноэтажный деревянный жилой дом. Но рядом с возникшими многоэтажными домами он уже переставал «держать строй». Двухэтажное здание с градостроительной точки зрения более уместно.

Мы даже хотели слева сделать прозрачный забор, показать кирпичную кладку следующего здания. Но они были категорически против. Поэтому там тоже забор по моему эскизу.

— В каком году вы начали работать над этим проектом?

— Кажется, в 2020-м. Сначала сделали эскизный проект, отдали заказчику, быстро нашелся конструктор, он сделал конструктив. А сложности начались позже...

— Этот стиль необычный для Воронина, если мягко говорить, он сразу появился?

— Да, на первых эскизах. 

— Не страшно было работать в этом окружении? За последние годы улице здорово досталось…

— Что же тут страшного? Я работаю в жестких рамках, как внешних, так и внутренних — тех, которые архитектор ставит в душе у себя. Внешние границы — это «красная линия» и этажность. Здесь более-менее все понятно. С внутренними сложнее. Сразу встаёт вопрос: что произойдёт с пространством, в котором я проектирую? могу ли я «оживить» это место? На мой взгляд, каждый новый проект должен улучшать место, где он планируется. А если он ухудшает, — значит проект напрасен. Ну а если улучшает, значит, он необходим! 

— Вообще удивительно уместное здание, при том, что там нет никакого намека на классическую архитектуру.

— А потому что оно сомасштабно своим соседям, только со своим характером и в своем наряде. Если позволите, немножко теории: ещё благодаря своей трехчастной композиции окон. Есть те же три окна, только они запрыгнули наверх. Окна неширокие, есть тяготение к вертикали. Классическая архитектура вся тяготеет к вертикали. Наши окна также имеют наличники, только они в раскрытых откосах. То есть получается некая перекличка. И отделка у нас деревянная, но своя, особенная. Хотя для строителей это оказалось непростой задачей…  

Все-таки, когда дом не рядовой, он всех профессионально подтягивает. И это здорово, делать вещи, которые строители раньше не делали. Приобретается новый опыт, новая квалификация. Я знаю, к ним подходили с предложением, мол, сделайте нам так же. Мы так долго шли по пути упрощения…

— А сейчас обратный разворот?

— Пока мне кажется, что только частный заказчик готов на определенные эксперименты, когда для себя делает. А когда что-то делается для города, для общественных пространств, на них все-таки экономится. Или если это жилье на продажу. А когда люди строят для себя, они уже не хотят идти по пути понятного и общепринятого, выбирают интересные решения.

— То есть когда эти решения не на виду?

— Не обязательно. Сейчас по нашему проекту начато строительство административного здания на Правом берегу, оно будет однозначно иметь свой характер и оно будет на виду. Такое же небольшое по масштабу и, в чём-то похожее по стилю [на дом на Воронина]. На Набережной проектируем объект.

— На набережной?!

— Да, об этом пока рано говорить.

— Хорошо, тогда вернемся к дому на Воронина. Этот стиль, необычный все-таки для Калуги, чем он вдохновлен?

— Просто родился. Такой ломтик хлеба, отрезанный от буханки — его просто нужно было оформить. Сейчас я не про стиль, я про образ.

— Мне, конечно, хочется видеть в городе больше современной архитектуры, но почему-то большинство ваших коллег работают в классическом стиле.

— Это и проще, и почти беспроигрышно, когда что-то цитируешь. Ну а потом, заказчик тоже должен быть готов на эксперимент, внутренняя свобода должна быть. А мне уже ничего не страшно, я во всех стилях работала, и сейчас мне важен не столько стиль, сколько живой образ. Чтобы дом не стоял вот так твердо, а было какое-то внутреннее движение. 

— Я знаю, что вы не фанат новых технологий, предпочитаете все делать вручную. А как это согласуется с современными технологиями строительства, все же просят BIM или как минимум чертежи?

— У меня прекрасные коллеги, которые все это умеют и постоянно учатся. Для главы бюро это все-таки не такая большая проблема. 

— Нейросети нас еще не скоро заменят?

— Нейросеть же использует прежде всего чужой опыт, а архитектура начинается с идеи, с образа. С интуиции. Разве у нейросетей есть интуиция?

— Что для вас главное в профессии архитектора?

— Творчество, конечно.

— А что самое сложное?

— Наверное, убеждать. Заказчика в первую очередь, но и подрядчиков тоже, людей, которые с тобой работают.