Короткой строкой: 01.12«Калужский троллейбус» вышел на 2 новых маршрута
Станьте частью экосистемы с месячной аудиторией в 100 000 человек в VK и Telegram

Катя Николаева о том, что делать с мусором в городских масштабах

Как должны выглядеть идеальные контейнерные площадки, как начать сортировать мусор, сколько на самом деле стоят отходы — в интервью с амбассадором движения «Мы разделяем»

08 апреля 2024

Многие знают, что Екатерина Николаева — калужская экологиня. Нет, мы не стали поклонниками феминитивов, просто этот статус закрепился за Катей задолго до того, как это стало мейнстримом. Первый ее эко-проект в Калуге — «Мы разделяем» — посвящен разумному потреблению и переработке вторсырья. За 8 лет существования он превратился в большое сообщество единомышленников, которое теперь базируется в «Зеленом центре». Мы расспросили Екатерину о ситуации с мусором в Калуге, как можно ее улучшить и стоит ли доверять оранжевым контейнерам.

— Катя, расскажи, как устроена система обращения с отходами в Калуге? Я выкинула мусор — что с ним происходит дальше?

— Система обращения с отходами устроена достаточно просто: в ФЗ № 89 прописано, что в каждом регионе одна компания (она у нас называется КРЭО — калужский региональный экологический оператор) должна из общего числа отходов выделять так называемые полезные фракции или вторичные материалы, которые нельзя захоранивать на полигоне. Это всевозможные металлы, крупногабаритная техника, стекло, картон, некоторые виды бумаги, полимеры 1, 2 и 5. Именно поэтому калужский регоператор поставил на своих площадках зелёные контейнеры для «мокрого мусора» или смешанных фракций и отдельно оранжевые контейнеры для полезных фракций. И после того как вы выбросили отходы, приезжает отдельная машина для оранжевого контейнера и везет его содержимое на дополнительную сортировку. Там всё сортируется как механически на трясущемся сепараторе, так и вручную. То, что в зелёных контейнерах, тоже сепарируется, но только механически. Иногда есть возможность достать оттуда что-то полезное, но не всегда.

— Есть ли недостатки в этой системе и какие?

— Самый главный недостаток в этой системе в том, что калужанам плохо объяснили про разделение. И порой оранжевый контейнер забит всё теми же перемешанными фракциями, как и зелёный. Я считаю, что если бы горожанам каждый день объясняли, зачем нужен отдельный оранжевый контейнер, насколько важно при закупке продуктов обращать внимание на их упаковку и годятся ли они для дальнейшей сортировки, то качество того, что лежит в оранжевых контейнерах, намного улучшилось. Но просветительский компонент отсутствует, а отсюда проблемы с выгрузкой и логистикой.

— Как эта система должна выглядеть в идеале? Есть ли примеры в РФ или за рубежом?

— Обычно говорят «А вот в Европе…» Но нельзя сравнивать Россию и Европу, поскольку законодательство европейских стран делает акцент на сохранении природной среды, а у нас акцент на обеспечении экологической безопасности. Там ничего другого, кроме сжигания и уплотнения, невозможно. Например, ни в коем случае нельзя загрязнять почву и воду, так как это влияет на состояние окружающей среды, а следовательно, на здоровье людей. А у нас просторы широкие, места много, поэтому управление отходами другое. Но и наш 89-й закон меняется периодически, только очень медленно. Прошлогодние изменения говорят о том, что региональный оператор должен как можно больше разных полезных фракций достать из отходов. Это всё логично, и это значит, что захоронение постепенно уходит в небытие.

Как должно быть в идеале? Не надо далеко ходить. Вот, например, Москва — мегаполис. Там по каждому округу заключают контракты с разными компаниями. И каждая компания работает по 89-му закону, то есть им нужно как можно больше полезных фракций извлечь. Они в этом заинтересованы, так как это сырье, которое потом продают. И в Москве каждый округ выглядит по-разному. На юго-западе, например, двухпоточная система, как в Калуге. Но там закрытые мусорные площадки. Чтоб туда зайти, надо ключом открыть калитку. Они крытые, и мусор не разлетается. Хорошо было бы этот пример взять за основу, ведь площадки должны быть крытые и защищенные от влаги и ветра.

Еще калужский регоператор выбрал упрощенную схему: он поставил четыре зеленых и один оранжевый контейнер. Но ставить один оранжевый — это заведомо путать людей, потому что сдавать шесть фракций в одно окно неправильно. Можно взять за пример историю с двумя контейнерами. В Москве, например, стоят закрытые емкости с окошками. С круглыми окошками — это весь пластик. А другая емкость с прямоугольным окном — для бумаги. И очень классно написано, что туда класть и в каком виде.

Контейнерная площадка должна решать несколько задач. Во-первых, информационную, чтобы максимально разжевано было, куда и какой мусор класть. А во-вторых, защитную: она должна быть закрытая от ветра и с нужными отверстиями, чтоб уменьшать количество левого мусора и чтобы посторонние не могли ей пользоваться. Тогда будет порядок, и управляющим компаниям проще будет следить за чистотой. Тогда будет идеально и понятно, что мы действительно разделяем мусор. Но урны должны быть для полимеров и стекла и отдельно для бумаги и картона. Это важно, потому что заводы, которые берут это вторсырье, сократят издержки по сортировке: не надо включать сепаратор и тратить электричество, чтобы отсеять.

Контейнерная площадка должна стать павильоном, к которому можно свободно подойти или подъехать и быстро понять, куда что выкидывать, и должна иметь отсек для мебели, оргтехники и электроники.

— А можно ли доверять оранжевым контейнерам?

— Доверие потеряно к ним уже давно. Почти с самого начала. И я не стремлюсь восстановить это доверие. Это бизнес, и ему важен поток. Если мы будем правильными и все-все в оранжевые контейнеры класть, то их надо будет закупить в три раза больше, потому что этого сырья будет гораздо больше. Его и сейчас много. Я вижу, что все они переполнены, потому что пластик воздушный. Нам не объясняют, что его нужно сжимать, поэтому он горкой лежит. Но бизнесу так проще. Они собрали, увезли, рабочие места создали, чтоб люди руками работали и сепаратор включали. Доверия нет, потому что бизнес работает в своих интересах, а горожане чувствуют себя потерянными. Они не понимают почему они платят за это 300-400 рублей, и с ними никто не общается — нет обратной связи. А это вызывает недоумение, вопросики, тревогу и непонимание. И отсюда возникает недоверие. Потому что нам не объяснили, что это за государственно-частное партнерство, куда что везут. Хотя у них на страничке периодически, конечно, что-то появляется.

— Какое вторсырье наиболее востребовано и что из него производят?

— Всё, что сухое и чистое, востребовано. Любой чистый полимер точно уедет на переработку. Другой вопрос — как собрать это чистое.

Есть фракции, которые сейчас активно продаются, и на них всегда хорошая цена. Это картон, потому что его покупает наша фабрика в Полотняном Заводе и делает пакеты. Они получили субсидии, у них шикарное производство. Шпуля, втулки, яичные лотки — это основа под аналогичное производство, потому что туалетную бумагу покупают много и часто, всегда и постоянно. Стекло — стекловолокно делают всегда, потому что строят дома, утепляют, оно всегда востребовано. PET-бутылки, которые из-под молока, должны накопиться, потому что они продаются в больших объемах. Это порядка 600 кг спрессованных бутылок без крышек. PET-2 (это крышки) хорошо идёт в благотворительных целях (Добрые крышечки). У нас в Калуге работают с полистиролом, берут любой чистый пенопласт. Ну и ещё цветные флаконы из-под шампуня и бытовой химии.

— А куда в Калуге это всё можно отнести, если не в оранжевый контейнер?

— Вторичное сырье можно сдать в несколько мест, но необходимо учитывать, что приносить их туда нужно чистыми и сухими. У нас есть пункты, которые работают очень давно. Например, на улице Чехова, 4 есть гараж, где всегда принимали стеклотару и делают это до сих пор. Я точно знаю, что она едет потом на переработку. Ещё они принимают картон и даже платят тем, кто все это сдает.

На Глаголева есть небольшой павильон, где принимают стекло и алюминий.

В павильон у Леруа Мерлен можно сдать стекло, картон, алюминий, PET-бутылки прозрачные белые, полипропилен твердый (йогурты и прозрачные контейнеры для еды), полистирол, крышки и фильтрационные чаши от кофейных машин.

В «Зеленом центре» у нас больше просветительский формат, но мы принимаем восемь основных фракций: все виды бумаги, стекло, четыре вида полимера (2, 1, 5, 6), блистеры, которые мы везём специально в Москву, и одежду.

Наша бывшая активистка открыла небольшой пункт приема вторсырья «Соберум», куда можно сдать картон, бумагу, PET 1 и 2. Это на Фридриха Энгельса, 163 находится.

Некоторые благотворительные организации по нашему примеру тоже организовали прием вторсырья. Например, «Гардероб. Экоцентр» на Георгиевской, 39. Они для себя выбрали собирать стекло, картон и алюминий. И туда же можно принести одежду.

Не хватает, конечно, таких павильонов. В основном на себя эту функцию берут бизнес-структуры и просветительские центры, но это не совсем правильно. Жителей много, и в среднем семья собирает 400-500 кг отходов, а из них 80% — вторсырье.

— А как начать разделять? Как переубедить человека с позицией «я плачу за вывоз мусора — пусть сами сортируют»?

— Хорошо подошли к этому вопросу наши коллеги в Обнинске, которые открыли там свой экоцентр. Люди приносят вторичное сырье, а взамен им дарят купончики от партнеров, по которым можно выпить кофе с 50% скидкой, например, или в кино сходить. Это хороший опыт, который показывает, что человеку тоже нужен кэшбэк, приятный бонус, который он получит за сортировку.

А в идеале это должно выглядеть, как абсолютный перерасчёт стоимости. То есть ты, например, отправляешь фотографию в чат-бот, и пишешь, что это такая-то квартира и столько-то разделили. Он распознает, что это ты, и считает, сколько примерно килограммов вторсырья. Бот знает, что одна бутылка стоит столько-то, а у тебя на фото их десять. Он умножает, и получается масса, которую он присылает тебе специальным qr-кодом. При оплате коммунальных услуг ты этот код предъявляешь, и с твоей оплаты вычитают 150 рублей, например. Это самый замечательный был бы способ. Но. Надо создать такой чат-бот, обучить его распознавать сырье и считать.

Самый приятный бонус — это деньги. Если ты разделяешь, то у тебя отходов меньше, значит, ты меньше несешь на контейнерную площадку и не заставляешь службы много работать. Но бизнес, который занимается вывозом мусора на это не пойдет, потому что твои отходы — это их деньги.

В «Зеленом центре», например, я стараюсь дарить какие-то приятные подарки. Сейчас это макпаки — макулатурные пакеты, которые сделаны из переработанного картона. Иногда мы дарим бахилы многоразовые. Вообще, дарить подарки очень приятно. Надеюсь, мы наладим эту историю, которая показывает человеку, что он может пользоваться вещью, которую сделали из того материала, который он сдал. Сдал картон — получил пакет. Эту цепочку надо замкнуть, чтобы показать человеку то, что он собрал, выглядит вот так — пользуйся. Это называется доверие. Человек понимает, что круговорот замкнулся на нём: он произвел отходы, и он же увидел, как из них получаются какие-то вещи. Значит надо ещё раз собрать, а потом еще раз. А если ему при этом сделать перерасчет, то вообще красота.

— Ну и последний вопрос. Продолжи фразу «Если бы меня сейчас назначили на должность, мои первые шаги были бы …»

— Я бы собралась на совещание с региональным оператором, а это муниципальное учреждение, и выяснила, что вообще происходит? (Смеется) Я выяснила бы, где затыки. Бюджет у них ограниченный, как они говорят. Хорошо, давайте пару должностей уберем, назначим эффективных менеджеров: один будет следить только за логистикой, второй только за распределением контейнеров и за порядком на площадках, а третий только за инновациями — работать с подрядчиками, которые делают крытые пространства.

Как раз всё, о чем я говорила, я бы привела в действие. Если сам региональный оператор не способен выполнять широкий спектр действий, то пусть он выполняет только узкий, но рядом с ними пусть сидят менеджеры, которые реализуют историю с грамотным оборудованием, чтобы все работало. На это нужны деньги, и понятно, что придется ходить по спонсорам, пробовать получить субсидии, писать в федерацию, писать конкурсы муниципальные, гранты. Опять же, можно нанять ребят, которые сидят и пишут заявки. Да, на это тоже нужны деньги, безусловно, но создать эти вакансии тоже можно, посовещавшись с Министерством труда. Но все эти цепочки нужно выстроить и посмотреть, в каких звеньях затыки. И постепенно их убрать.

При этом важно еще поработать с перерабатывающими предприятиями и договориться, чтобы они свою рекламную продукцию дарили самым ответственным гражданам, кто больше всего отходов приносит на акции, кто активно сортирует. Чтобы люди, которые этим занимаются, получали приятности, подарки.

Количество калужан, которые ответственно относятся к разделению отходов, растет — так говорит Екатерина, а косвенные подтверждения этому мы можем увидеть самостоятельно: точек сбора вторсырья в городе становится больше. Если вы еще не начали разделять отходы и не знаете с чего начать свой путь к экологичному образу жизни, попробуйте почитать о первых шагах в нашем материале. Также рекомендуем посмотреть видеоблог Екатерины «Мы разделяем» на Нике ТВ  — информация из первых уст вас точно вдохновит.

Ольга Небольсина, специально для Калугахаус.Медиа