Короткой строкой: 01.12«Калужский троллейбус» вышел на 2 новых маршрута
Станьте частью экосистемы с месячной аудиторией в 100 000 человек в VK и Telegram

«Архитектура — это поиск гармонии с окружающей средой»

С приходом весны в рубрике «Профессия» суровые мужчины уступают место прекрасным дамам

26 сентября 2014

Текст: Даниил Марченко 

Фото и иллюстрации из архива Ольги Бойко

С Ольгой я встречаюсь у нее в мастерской — небольшой квартире-студии в самом центре, на улице Кирова. Сегодня Ольга Бойко — успешный калужский архитектор и дизайнер, автор множества объектов, преимущественно, в центральной части города, а когда-то все начиналось как под копирку... 

О карьере 

— Расскажите о том, как Вы начинали работать в Калуге? 

— Я, в отличие от большинства наших архитекторов, коренная калужанка. Закончив с отличием в 1991 году архитектурный факультет Пензенского инженерно-строительного института, мне удалось добиться распределения в свой родной город. Вернувшись в Калугу, я начала работать в институте «Калугагражданпроект», давшем мне отличную профессиональную практику. Отработав там 5 лет, я перешла на должность главного архитектора в одну из коммерческих организаций — компанию «Селко». А сегодня в соавторстве с Ириной Федоровской, я работаю в рамках нашего небольшого архитектурно-дизайнерского бюро.

— Давайте более подробно остановимся собственно на Ваших проектах. 

— Придя работать в «Калугагражданпроект», я еще застала то время, когда архитекторы занимались, в основном, «привязкой» типовых домов, т. е. вписывали их в уже существующий природный или городской ландшафт. Самой большой вольностью тогда была возможность нанести какой-то рисунок из кирпича на торец здания. К счастью, это продлилось недолго, и в Калуге начались коммерческие заказы на строительство. Одним из первых моих «настоящих» проектов стал жилой дом по адресу Кирова, 59 (его угловая секция с башней), хорошо заметная со стороны площади Победы. Затем был еще ряд объектов в Калуге и области (например, банк в городе Кондрово), и в 1994 году мне предложили выполнить проект аукционного зала — сейчас там расположен Дом музыки. Вообще, это была большая работа для целой группы архитекторов. Кроме меня, в нее входили Николай Зудин и Ирина Машукова — по планировке квартала Кирова–Плеханова–Дзержинского. Однако непосредственно я занималась аукционным залом. 

— А что там была за история с церковной организацией, для которой вроде бы изначально и проектировалось здание Дома музыки? 

— Действительно, это был проект, где в качестве заказчика выступала Новоапостольская церковь, хотя формально, по документам, строился аукционный зал. Это была уловка, чтобы обойти запрет на строительство на этом месте культового здания, хотя все все прекрасно знали... Такой вот секрет Полишинеля. Отказаться на тот момент я не могла, поскольку работала в «Калугагражданпректе». Но к стилистике будущего здания особых требований не предъявлялось, так что архитектурное решение Дома музыки — это целиком моё виденье данного объекта. 

— Раз уж речь зашла о стилистике, скажите, как Вы охарактеризуете стиль этого здания? 

— Я называю это «русский модерн», хотя, по большому счету, здание получилось эклектичным. Мне хотелось сделать что-то, отсылающее к традициям старой купеческой Калуги, а это, прежде всего, русский классицизм и модерн. Кстати, согласно проекту комплексной застройки этого квартала на месте кинотеатра «Космос» планировалось возвести торгово-офисный центр в схожей с Домом музыки стилистике. Но заказчики поменялись, и этот проект так и остался нереализованным. На мой взгляд, то, что построили на этом участке, не очень гармонично для старинного русского города и несколько нарушает объемно-пространственную композицию и масштаб давно сложившейся застройки. 

— Обычно архитекторы бывают не очень довольны, когда проектируют объект под конкретное назначение, а в процессе оно по тем или иным причинам изменяется. А как Вы отнеслись к тому, что вместо аукционного зала (читай, кирхи), Ваш проект вдруг стал Домом музыки? 

— Меня это очень обрадовало. Я ведь почувствовала негативное отношение калужан к появлению в центре города Новоапостольской церкви, а мне очень хотелось, чтобы мой проект горожанам понравился. К тому же у этого здания изначально должны были быть хорошие акустические характеристики — ведь в кирхе планировалось разместить орган. 

— Вы работаете в основном с крупными проектами или в Вашем портфолио есть и частные коттеджи? 

— Мы с Ириной Федоровской работаем с самыми разными объектами — это и многоквартирные дома, и небольшие частные, а также общественные здания — офисы, отели, рестораны. Вот и сейчас у нас в разработке находится гостиничный комплекс на улице Никитина, недалеко от больницы Красный крест. Раньше на этом месте была одна из усадеб купцов Золотаревых, поэтому мы решили учесть это обстоятельство и спроектировали здание в классическом стиле. 

О дизайне 

— Вы занимаетесь не только непосредственно архитектурным проектированием, но и дизайном интерьеров. Расскажите поподробнее об этой стороне Вашей деятельности. 

— И архитектурное проектирование, и работа по созданию разнообразных интерьеров приносят мне колоссальное удовольствие. В широком смысле, архитектор и дизайнер занимаются одним и тем же — они создают для человека среду обитания, своеобразную «вторую природу». Дизайнер интерьеров создает среду на микроуровне, для отдельного человека или небольшой группы людей, а работа архитектора влияет на город в целом. Впрочем, в обоих случаях автор берет на себя большую ответственность, о которой ни в коем случае нельзя забывать. 

— Вам, как дизайнеру, удобнее работать с пространствами, спроектированными Вами, архитектором, или это не принципиально? 

— Бывает по-разному. Например, здание по адресу Суворова, 29 было спроектировано с последующей разработкой дизайна ресторана «Акула». Такой вариант, конечно, наиболее удобный, поскольку ты уже изначально закладываешь в проект все планировочные решения и можешь себе представить, как должно выглядеть это пространство внутри, как наиболее рационально его использовать, какие функциональные зоны выделить. К тому же, в этом случае не приходится исправлять возможные ошибки других архитекторов. Также мы проектируем и частные дома «под ключ», т. е. делаем и архитектуру, и интерьер. Однако часто мы выступаем и отдельно — или как дизайнеры, или как архитекторы. 

— В дизайне интерьеров Вы тоже придерживаетесь классического стиля, как в архитектуре? 

— Нет, интерьеры мы выполняем в самых разных стилях, исходя из пожеланий заказчиков. Как правило, молодое поколение предпочитает современные направления, а те, кто постарше, выбирают классику. 

Об архитектуре 

— Вы можете узнать почерк того или иного калужского архитектора по их работам? 

— В нашем городе так мало практикующих архитекторов, и я знаю авторство практически всех построек. Но свой стиль у наших архитекторов, я считаю, есть, хотя в Калуге немало и безликих зданий. Как правило, такие здания — это чей-то неудачный опыт, а неудачный опыт у нас чаще всего не имеет авторства... Я, например, не знаю, кто является архитектором торгового центра «Калуга-ХХI век», а также офисного здания напротив. Дело в том, что на всех градостроительных советах эти проекты были представлены не авторами, а заказчиками. Похожая ситуация и с авторством здания боулинг-клуба «Б-45», который, на мой взгляд, крайне неудачно вписался в пространство между памятником деревянного зодчества и ТЦ «Европейский». 

— А можете назвать какие-то положительные примеры? 

— Мне очень нравится новый жилой дом по адресу Кирова, 23А (см. «Калугахаус», № 7), выполненный в традициях «сталинской архитектуры», ТЦ «Рио» (архитектор Николай Зудин). Но нравятся не только стилизации под классику. Например, хочется отметить Главное отделение Сбербанка. Это здание имеет уже совсем другое стилистического решение, оно удачно вписалось в существующую застройку, не доминируя, но становясь дополняющим фоном для храма Жен-Мироносиц. Рядом с Домом музыки, по улице Кирова, недавно закончилось строительство оригинального торгово-офисного здания по проекту Евгения Голышева. Самые положительные чувства вызывает и яркое решение нового офисного центра на пересечении улиц Фридриха Энгельса и Георгия Жукова архитектора Валерия Плясова. 

А вообще, я считаю, что хорошую архитектуру надо поощрять и рекламировать. Поощрять нужно всех причастных к проекту. Мы в Союзе архитекторов разрабатываем идею именных табличек, которые каждый год будут размещать на зданиях, признанных лучшими, где будут указаны архитектор, заказчик и подрядчик. 

— Насколько профессию архитектора можно считать зависимой? 

— Безусловно, это очень зависимая профессия. Потому в какой-то период я приняла решение на время отойти от архитектуры. Просто я поняла, что не могу бороться с чисто коммерческим подходом заказчиков, ориентированных исключительно на получение максимальной выгоды и готовых экономить буквально на всем. В «интерьерах» этот вопрос решается гораздо проще. Сегодня мы уже можем себе позволить выбирать заказчиков и работать только с теми из них, которые хотят не только зарабатывать , но и строить красивые здания. 

— Вы принимали участие в каких-либо архитектурных конкурсах? 

— Да, правда, это было в 1994 году, когда в Москве проходил конкурс «Зодчество-94». Я была первым калужским архитектором, принявшем участие в этом ежегодном конкурсе. Тогда я заняла второе место в категории «молодые архитекторы России». После этого меня несколько раз приглашали в Москву в жюри этого конкурса, и примерно тогда же я вступила в Союз архитекторов России. В то время для молодого архитектора было довольно сложно попасть в Союз... Возвращаясь к теме конкурсов, я хочу сказать, что это очень важный механизм для развития архитектуры, и судить такие конкурсы должны компетентные люди, имеющие непосредственное отношение к профессиональному сообществу. У нас же, к сожалению, в жюри нередко оказываются люди, весьма далекие от архитектуры. 

— Что для Вас означают слова «хорошая архитектура»? 

— Иногда бывает, что спроектированное здание само по себе оказывается неплохим, но при этом вносит дисгармонию в уже существующую застройку. А бывает и так, что внешне довольно простое здание оказывается так хорошо вписано в среду, что производит весьма сильный эстетический эффект. 

Прежде всего, архитектура не должна быть оторвана от уже существующей застройки и от текущей градостроительной ситуации. Современное строительство, на мой взгляд, должно быть подчинено градостроительной структуре, композиции, ритму, силуэту и стилистической окраске существующей городской застройки. Безусловно, речь здесь не идет о непременном повторении каких-то исторических архитектурных стилей. Архитектура так или иначе должна отражать современность. В идеале, современные сооружения должны быть выполнены как минимум не менее талантливо, чем те, что их окружают. Архитектура — это путь к гармонии человека с окружающей средой!