Короткой строкой: 17.06Путин объявил льготную ставку по ипотеке — 7️⃣%. Сбер уже принимает заявки.

Как победить очереди

01 января 1970

Есть масса законов, которые регулируют процессы, происходящие на рынке недвижимости. Значительная их часть разработана по следам событий, вызвавших большой общественный резонанс, и прежде всего это проблемы «обманутых дольщиков». Сейчас вопросы, связанные с долевым строительством, регулируются гораздо строже – и строже стал контроль со стороны прокуратуры. Так, совсем недавно были выявлены нарушения со стороны недавно появившегося в Калуге застройщика – и по представлению прокурора устранены в кратчайший срок.

Однако права покупателей нарушают не только строители, но и чиновники. И если мы по десять раз изучаем проектную документацию и спрашиваем всех знакомых, не слышно ли о каких проблемах у застройщика, то очереди на регистрацию права собственности кажутся чем-то само собой разумеющимся. А так как государственные услуги мы получаем достаточно редко, формируется представление о них как о неприятном, унизительном процессе, который напрочь отбивает у человека любовь к родине. Между тем, все ­административные регламенты, которые во множестве разрабатывались правительством в последние годы, нацелены именно на повышение комфорта граждан! Разбираться в этом парадоксе пришлось назначенному в середине 2012 года прокурору области Дмитрию Викторовичу Демешину.

В середине лета на межведомственном совещании, которое прошло в областной прокуратуре, Дмитрий Викторович озвучил позицию надзорного ведомства: очереди при предоставлении государственных услуг должны быть ликвидированы, так как противоречат интересам граждан. Прокуратура посчитала, что появление очередей в УФМС, МРЭО и регцентре – это не результат сокращения штатов, а управленческая проблема, решать которую у руководства учреждений просто не было стимула. После совещания он появился — руководству ведомств были вручены предписания разобраться в проблемах максимально быстро.

И скрытые резервы обнаружились достаточно быстро: появились дополнительные приемные дни, увеличилась продолжительность работы, а на Правом берегу даже открылось дополнительное подразделение МРЭО. Единственным ведомством, которое требованиям прокуратуры сходу не подчинилось, оказалось территориальное управление Росреестра. Дело в том, что формально при получении некоторых государственных услуг, связанных с регистрацией прав собственности на недвижимость, время ожидания в очереди не регламентируется, а значит, по логике чиновников, очереди нельзя рассматривать как показатель работы. Сторону Росреестра принял и суд.

Однако, мнение прокуратуры о том, что очереди – показатель управленческих проблем, все же нашло подтверждение. По итогам многочисленных проверок руководитель Управления Росреестра по Калужской области была уволена. Как отмечают риэлторы, после этого ситуация в регцентре изменилась кардинально. С начала этого года очереди ушли в прошлое, хотя многим проблема казалась просто нерешаемой. Однако, как показывает практика, при конструктивном взаимодействии общества, СМИ, властей и гражданского общества возможно многое.