Короткой строкой: 01.12«Калужский троллейбус» вышел на 2 новых маршрута
Станьте частью экосистемы с месячной аудиторией в 100 000 человек в VK и Telegram

Большая прогулка

29 октября 2015

От редакции: Как нужно относиться к этому тексту? Как к идее, в которой есть рациональное зерно и которую, безусловно, стоит обсуждать (критиковать, дополнять, корректировать). Станислав Соловьев и его жена Дарья — городские активисты, исследователи Калуги, сторонники комфортной городской среды. В материале отражено их частное мнение, однако редакция журнала «Калугахаус» приглашает профессиональных архитекторов, депутатов, представителей исполнительной власти, экспертов к дискуссии в рамках или за рамками затронутых вопросов. 


Если у тебя появилось несколько дел в разных местах исторического центра Калуги, самый быстрый способ перемещения между ними — собственные ноги. Такое мнение все чаще можно услышать не только от быстроногих студентов, но и от солидных руководителей. Раскусили особенности автомобильного трафика в центре города и приезжие: машину оставляют где-нибудь в зоне бесплатной парковки и уже дальше ходят пешком. А пешеход для города — субъект весьма полезный: места почти не занимает, воздух не портит, в магазинах закупается (а это поддержка малого бизнеса), в ресторанах и кафе кушает (и это тоже), достопримечательности фотографирует и выкладывает в соцсети, тем самым добавляя региону позитивного реноме. 

Тем удивительнее, что Калуга в своем развитии пешехода скорее притесняет. Из позитивных новаций последних лет можно вспомнить лишь тротуарную плитку да крохотный пешеходный участок на ул. Театральной. Нет, конечно, благоустройство проводится по всему городу — но перемещаться между новыми скверами и перелицованными площадями хочется на автомобиле. Под предлогом повышения безопасности ликвидируются наземные пешеходные переходы, появляются леерные ограждения. Никакого внятного плана развития пешеходного каркаса в городе пока не существует. А он нужен — это вызов времени. 

На глазах меняется, например, столица. Проект новой пешеходной Москвы включает в себя расширение тротуаров и сокращение проезжей части. Новая концепция позволит соединить несколько разрозненных пешеходных зон в центре Москвы в одно большое пространство для прогулок. Мультипликативный эффект для города будет колоссальным, а качество городской среды приблизится к европейским городам.

Довольно легко представить себе пешеходный маршрут выходного дня и в нашем городе. Он проходит по малозагруженым улицам исторического центра, движение по которым в выходные заметно сокращается (или прекращается вовсе). Он объединяет музеи, учреждения культуры и другие достопримечательности. Он описан в путеводителях, хорошо ­известен туристам, служит калужанам поводом для гордости. Вдоль этого маршрута расцветает «ресторанный кластер», а торговля наконец-то избавляется от проклятия улицы Кирова. Вот возможные контуры этого маршрута: пл. Театральная – ул. Театральная – Городской парк – ул. Комарова – памятник 600-летию Калуги – Парк Циолковского. Длина этого маршрута составит примерно 2,5 км.

Идея превращения улицы Театральной в «калужский Арбат» носилась в воздухе еще в 80‑е годы прошлого века. Даже эскизы ее оформления разрабатывались, а городские власти собирались заказывать местным предприятиям чугунные литые решетки вокруг деревьев, фонари и скамейки. Но, видно, задачи в те времена были поважнее, чем создание комфортной городской среды, и первый (и пока единственный) пешеходный отрезок на Театралке появился только в 2009 году. В ходе реконструкции ул. Дзержинского (на момент подготовки номера она еще не завершена. — Прим. ред.) пешеходная зона отыгрывает еще пару метров — но на радикальное перекрытие движения решимости пока не хватает. Как будут реализованы пересечения с перпендикулярными улицами и подвоз товаров в торговые точки? Одно из решений — специальные столбики, которые опускаются в мостовую при необходимости.

Вторая зона, отчаянно нуждающаяся в реконструкции — западный вход в городской парк. Кафе и детская площадка, конечно, немного исправляют ситуацию, но вот лужи и открытые люки по соседству с будущим филиалом Эрмитажа — незаслуженная пощечина общественному вкусу. 

Есть еще Каменный мост. Все знают, как он выглядит на фотографиях и картинах, но мало кто готов сейчас забраться вглубь Березуевского оврага, чтобы оценить «парадный» вид одного из символов Калуги. Вантовый пешеходный мост, соединяющий берега оврага (а заодно и парк с ул. Комарова), решил бы проблему. Кстати, проект развития города, подготовленный архитектором Никитиным, предполагал строительство аж трех мостов — но за двести лет деньги нашлись только на один...

Жить на тихой улице, получившей имя летчика-космонавта Комарова, считается престижным. Примерно понятно, что произойдет с оставшимися здесь старыми домами — их заменят дорогие жилые комплексы. У архитекторов, которые их проектируют, есть отличный шанс остаться в памяти потомков: превратить ул. Комарова в утопающий в зелени бульвар, ездить по которому смогут только автомобили жителей и их гостей. Тем более, что небольшой отрезок улицы превратили в бульвар еще во времена СССР — возможно, нужно лишь найти на полке старые чертежи. «Бульвар Комарова» пройдет в двух шагах от исторических особняков, площади 600-летия Калуги с памятником Гагарину и выведет пешехода к парку Циолковского, музею Космонавтики и новому культурному центру. 

Все перечисленные участки неминуемо ждет масштабная реконструкция — от этого никуда не деться. И пока еще не поздно — прежде всего, через открытые обсуждения — сделать эти изменения частью единой системы, питающей экономику, туризм и чувство патриотизма жителей города.