Короткой строкой: 01.12«Калужский троллейбус» вышел на 2 новых маршрута
Станьте частью экосистемы с месячной аудиторией в 100 000 человек в VK и Telegram

Синагога

Как в Калуге появилась своя синагога, и чего ждать от этого городу

14 сентября 2015

Текст: Даниил Марченко

Фото: Лена Адарченко

О современной части здания на ул. Дзержинского, 41, мы уже писали — там находится Агентство регионального развития. Пришло время посвятить несколько страниц старшей половине этой «звёздной системы». 

Верните мой 1913-й 

Первая и пока единственная синагога (сами евреи предпочитают термин из иврита бейт кнесет - «дом собрания») появилась в нашем городе чуть более века назад. В 1912-м году хозяйственный отдел еврейской общины обратился к калужскому губернатору Сергею Горчакову с просьбой разрешить строительство каменной синагоги, так как арендуемые молельные дома уже не устраивали ни по вместимости, ни по затратам. Перед архитектором была поставлена задача — будущее здание должно быть способно вместить 450 прихожан. Расчет был следующий: 150 человек местного населения мужского пола плюс 280 евреев из числа военных калужского гарнизона, при этом закладывалась небольшая возможность для роста (20 человек). Участок для строительства был подарен общине купцом Лазаревичем, в документах того времени он числится под номером 220-А по Масляниковской улице. Тут необходимо оговориться, что в техзадание для проектирования входила не только пространственно-объемная часть, но и эстетическая, очень плотно замешанная на идеологии. Дело в том, что Калуга не входила в черту оседлости, поэтому столичный департамент духовных дел предписал, чтобы здание не выделялось на общем фоне и не имело на фасадах отличительных знаков иудаизма, в первую очередь звезды Давида. 

Губернатор изучил смету и прочие документы и одобрил начало работ, а управлению внутренних дел было дано задание выделить инженера с лицензией для надзора за стройкой. Этим специалистом стал А. Яковлев, который по окончании строительства в 1913 году подготовил документы и отправился в Санкт-Петербург для отчета в департамент духовных дел. Эта вроде бы чисто формальная поездка оказалась не так проста: столичные клерикалы остались не очень довольны результатом. Свои многочисленные возражения они отправили в письме к губернатору. В ответном письме Горчаков изложил свои контраргументы, причем главным из них традиционно стало отсутствие в бюджете средств на устранение недостатков ( по правилам того времени это должна была делать контролирующая сторона, допустившая нарушения, а не заказчик или строители). Результатом всех этих споров стала лаконичная резолюция губернатора: «служение разрешаю».

Красный ребрендинг 

С архитектурной точки зрения здание синагоги получилось весьма сдержанным. Выполненное в так называемом «кирпичном стиле», оно (как и предписывалось) имело минимум декора, и только возвышавшийся на крыше купол выдавал его культовый статус. Такой визуальный аскетизм весьма облегчил работу пришедшей вскоре новой власти — во время экспроприации имущества религиозных организаций здание, пробывшее синагогой всего 13 лет, практически не пришлось переделывать под советские светские нужды. Некоторое время здесь располагался профсоюзный клуб, а в 1948 году помещение заняло культурно-просветительское училище, более известное калужанам как «кулек». 

Первое время после распада Советского Союза в судьбе здания практически ничего не изменилось, разве что училище стало называться колледжем. Однако затем последствия преступной экспроприации решили сгладить с помощью справедливой реституции. Новый закон, вступивший в силу в 2010 году, затронул в первую очередь имущество православной церкви, но и иудеи в стороне не остались. История повторилась не то чтобы в виде фарса, но все же довольно причудливо: евреи (на этот раз Федерация еврейских общин России) вновь обратились к губернатору Калужской области (на этот раз Анатолию Артамонову) с просьбой вернуть принадлежавшую им синагогу. 

Из рук в руки 

Начались переговоры между администрацией колледжа культуры, еврейской общиной и властью. Причем какой-то особой тяжбы не было, а директор колледжа культуры, по словам руководителя еврейской общины Калуги Григория Альтмана, желал передачи здания ничуть не меньше. Поскольку речь идет об объекте культурного значения, любое вмешательство в его конструктив строго ограничено. Таким образом, «кулек» попадал в патовую ситуацию: установить пожарные лестницы не позволяло Министерство культуры, а без них колледж рисковал оказаться без лицензии на образовательную деятельность. В дело пришлось вмешаться даже главному раввину России Берл Лазару и в результате компромисс все же был найден — решением правительства Калужской области от 6 мая 2013 года здание по адресу Дзержинского, 41 передавалось синагоге, а «кулек» переехал на улицу Суворова, в помещение гидромелиоративного техникума. В архивах не сохранилась информация ни о геометрии, ни о точной площади того самого участка 220-А, подаренного общине Лазаревичем. Это обстоятельство дает простор для различных интерпретаций в вопросе передачи земли. Колледж культуры распоряжался территорией в 2100 квадратов, но синагоге пока готовы выделить лишь 600 кв. м.,однако переговоры по этому поводу еще не завершены. К тому же участок еще не подготовлен, находящиеся на нем хозпостройки в скором времени должны пойти под снос. Пространство возле синагоги будет благоустроено с учетом конфессиональных традиций, таких как праздник Суккот. В этот день иудеи строят шалаши под открытым небом в память об исходе их народа из Египта. Внутри и снаружи Согласно закону, калужские иудеи получили в распоряжение только собственно историческую часть здания (448 квадратных метров), без пристройки советских времен, где находится Агентство регионального развития. Кстати, в Агентстве тоже постарались на славу и облагородили обшарпанный фасад пристройки, и теперь ее внешний облик не так диссонирует с образцом кирпичного стиля начала прошлого века. Община заключила договор с Минкультом и вот уже два года в здании синагоги ведутся реставрационные работы. Их финансирует Федерация еврейских общин России, а кроме того есть и спонсорская поддержка. Генеральным подрядчиком стала фирма «Зиндас», имеющая лицензию на проведение реставрации объектов культурного наследия. В результате синагога практически вернула свой исторический облик, в том числе на место водружен и венчавший ее купол с небольшим шпилем, утраченный в годы советской власти. 

После окончания всех работ синагога должна стать еврейским общинным центром. Под одной крышей окажутся все организации, существующие сегодня в Калуге, в том числе кошерная столовая и иудейская воскресная школа. Они расположатся на первом этаже и вход туда будет свободным для любого желающего. На второй этаж ведет красивая каменная лестница с коваными перилами. Его планируют сделать чисто раввинским — там будет собственно молельный зал. Сейчас там завершаются последние приготовления, но большая часть работы уже сделана. Над потолком висит внушительных размеров деревянная звезда Давида, в зале стоит кафедра и кресла для прихожан, а также несколько мобильных ширм, которые будут разделять мужскую и женскую части синагоги: правоверного иудея ничто не должно отвлекать от общения с Богом! На своем месте стоит и монументальный алтарь, на первый взгляд несколько неожиданно украшенный геральдическими львами, напоминающими британских. На самом деле львы — вполне традиционный символ в иудаизме, он означает колено Иуда, из которого происходят евреи. Львы будут «охранять» свиток Торы — главную реликвию, которая вскоре появится в алтаре. Именно тогда синагога из просто здания превратится в действительно священное для иудеев место. 

По данным Григория Альтмана, всего в городе на сегодняшний день проживает около двух тысяч иудеев, однако непосредственно участвуют в жизни общины лишь около трехсот человек. В этих обстоятельствах одной синагоги вполне достаточно, учитывая, что далеко не все местные евреи религиозны. 

Требуется раввин 

Отдельной проблемой для калужской синагоги стал подбор кадров. Еще два года назад на улицах города можно было увидеть бородатого молодого человека в черной одежде и характерной, совсем не хипстерской шляпе. Это был приехавший к нам из Украины раввин Александр Рубинов. Но «легионер» задержался здесь ненадолго и вскоре вынужден был покинуть Россию. Сейчас идет поиск раввина с российским паспортом, вопрос о кандидате на вакантную должность находится под контролем Берл Лазара, который, кстати, и сам получил гражданство лишь спустя практически десять лет после начала работы в нашей стране. Правда, среди молодых людей, проучившихся в иешивах в Москве, Израиле и США, трудно найти желающих переехать на работу в провинцию, пусть и не самую глухую. 

Эта история являет собой довольно редкий пример практически бесконфликтного разрешения имущественного спора. Все стороны остались вполне довольны результатом: еврейская община вернула себе синагогу, колледж культуры переехал в более приспособленное для занятий здание недалеко от центра, а город получил отреставрированный исторический объект, не потратив на это ни копейки из бюджета. В общем, хава нагила, что все сложилось именно так.

«Мы восстанавливаем синагогу совместно с собственником здания — Федерацией еврейских общин России. «Мы» — это целый ряд бизнесменов и просто людей, не имеющих еврейские корни, которые хотят приобщиться к святому делу. К сожалению, наша история заставляет евреев бояться своей национальности. У нас много евреев, которые «русские». Считаю, что каждый должен уважать своих предков и никогда не отрекаться от своей национальности. Я уважаю своих родителей и поэтому восстанавливаю синагогу. В их честь»

Владимир Чернин один из крупных жертвователей синагоги (из интервью журналу «Жить хорошо»)