Короткой строкой: 01.12«Калужский троллейбус» вышел на 2 новых маршрута
Станьте частью экосистемы с месячной аудиторией в 100 000 человек в VK и Telegram

Город-друг

Насколько приспособлена Калуга к потребностям молодых родителей и подрастающего поколения? Обратимся к мнению мамы двух детей

20 сентября 2014

Подготовил Кирилл Гусев

Фото: Андрей Аринушкин

— Куда мы пойдем сегодня? — Давай в [парк] Циолковского, там больше моих друзей и можно ходить по газонам, а завтра, обещаю, и потом еще три дня подряд — в [парк] Культуры и Отдыха

Каждый будний день в 10 утра мы с двумя детьми спускаемся на нижний этаж нашего дома, выкатываем на парапет коляску для младшего, санки, велосипед или самокат (в зависимости от времени года) для старшего и обсуждаем маршрут. 

Мои дети не очень любят ходить по городу, поэтому наши основные локации зимой и летом — парк Циолковского, Городской парк, «Шарик» и сквер Карпова. От дома до них 10-20 минут пешком, даже с коляской. Дети не ходят в детский сад — я в декрете, — но старший ребенок посещает развивающие занятия, которые проходят в разных частях города. Тогда я играю роль мамы-такси: если нужно попасть с ребенком в пункт Б километра за 2 от пункта А, я сажусь за руль. В машине, разумеется, два детских кресла, а в багажник при необходимости умещается прогулочная коляска. 

Иногда думаешь — город у нас не такой большой, общественный транспорт имеется, а пробки для мамы и детей — сплошной стресс. Парковку опять-таки не сразу найдешь. Чем заменить личный автомобиль? 

Эксперимент №1 — велосипедный день 

Маршрут: дом — поликлиника на Вилонова 

Цель: посещение врача 

Транспорт: велосипед Merida Julliette, детское велосипедное кресло. 

Время в пути: 15 минут 

Плюсы: сэкономленное время; хорошая альтернатива поездке в общественном транспорте; ребенок сидит выше, чем в коляске и поэтому (мне искренне хочется в это верить) меньше дышит выбросами проезжающих мимо автомобилей; регулярные велопробеги позволяют маме находиться в хорошей физической форме. 

Минусы: приходится ехать по тротуарам, так как дорожек нет, а ехать по проезжей части с ребенком под силу человеку со стальными нервами. На переходе надо спешиваться и везти велосипед. Много бордюров и перепадов высот. Совсем сложное место — перекресток на Кутузова рядом с регистрационном центром: там парковка, много машин, плохой обзор.

Как известно молодым мамам и внимательным молодым папам, примерно раз в месяц дети в возрасте до года посещают педиатра для планового осмотра. Поэтому в день накануне перед посещением врача передо мной стоял выбор: довезти маленького на коляске, преодолев весь путь пешком, или добраться на троллейбусе на той же коляске, но немного сэкономив время в пути. В машине малыш гарантированно заснет, если после врача — еще куда ни шло, а вот если по дороге — собъет режим. Третий вариант подсказала подруга, которая предложила встретиться в тот же день. «Я буду на велосипеде», — сообщила Женя. 

Ну конечно, велосипед! На них мы иногда ездим в бор, вечером или в выходные. И раз уж на велосипеде уже установлено детское кресло (специальный стульчик с пятиточечной системой крепления), малыш привык к шлему на голове и спокойно относится к перспективе прокатиться «с ветерком», я решаюсь добраться до поликлиники, используя не самое стандартное для калужан решение. 

Машина хороша тем, что в нее можно положить почти все нужное для путешествий с детьми. Велосипедист в лучшем случае может позволить себе рюкзак. Поэтому загрузив в него документы, деньги, ключи, телефон, запасной комплект одежды для ребенка, бутылочку с водой, пару игрушек и книжек (в больницах по прежнему редко принимают в назначенное время), мы покатили в сторону Каменного моста. Любая прогулка с ребенком, пожевывющим соску, произносящим нечленораздельные звуки, часто в шлеме, сползающем на один глаз, вызывают у прохожих неоднозначные эмоции, но наша тактика — улыбаться всем окружающим, — обычно работает на 100 процентов. 

Самые сложные участки: узкая полоса бордюра рядом с остановкой около «Шестого» магазина, на которой и без велосипеда сложно разойтись, особенно в момент подъезжающего троллейбуса; спуск с горки перед Каменным мостом (можно не заметить выезжающую от КНИИТМУ или из ворот центра «Надежда» машину); узкий переход по Каменному мосту; участок рядом с регцентром; любые работы по ремонту фасада или дороги. 

Поскольку мы едем в дневное немноголюдное время, добираемся без проблем. Реальная сложность, с которой я столкнулась — отсутствие хотя бы мало-мальски похожего на парковку для велосипедов места. Даже подходящего дерева, к которому я бы могла прислонить свой транспорт на время посещения врача, не нашлось. Ну и конечно, я понимаю: импровизированная уличная стоянка не застрахована от краж, поэтому я толкаю велосипед ко входу поликлиники и оставляю его на специальной парковке для колясок в крытой зоне в холле. Нам повезло, и мы занимаем свободное место у окна. Других велосипедов не наблюдается. 

На обратном пути понимаю, что выбрала правильный транспорт — полоса дороги от улицы Кутузова до Каменного моста стоит в привычной для этого участка пробке. Во дворе на Пушкина нас окружает стайка детей 4-7 лет из близлежащих домов: «Вау! Как он там сидит? А дайте прокатиться!» Мы понравились подрастающему поколению — это успех!

Эксперимент №2 — катание на троллейбусе 

Маршрут: дом — «Аптека №3» 

Цель: идем в гости 

Транспорт: троллейбус, коляска 

Время в пути: 15 минут 

Плюсы: быстрота и экологичность (одной машиной на улицах города меньше), детям нравится

Минусы: коляска, даже самая компактная, занимает дополнительное место — и ее удобно заносить только в новые троллейбусы

Лет 5 назад войти в калужский троллейбус с коляской было невозможно. Я завидовала москвичам, которые преспокойно входили в наземные транспорт с низкой подножкой и располагались на средней площадке с колясками для двойняшек. Конечно, в метро лишний раз с коляской попадать не хочется — московские и питерские станции подземки (в отличие от тех же европейских) лишь выборочно оборудованы лифтами и это, конечно, затрудняет перемещение лиц с ограниченными возможностями, к коим я причисляю мам с бэби-карами. 

Модернизация калужского троллейбусного парка приблизила нас к цивилизованному обществу, и теперь проехать пару остановок в троллейбусе, не рискуя своей и детской жизнью в моменты посадки и высадки, вполне реально. 

Особенно полюбил троллейбусные перемещения старший сын. Для него троллейбус — это игра, приключение и лишний способ развития коммуникативных навыков. Пока мы стоим на остановке в ожидании «тройки», старший отсчитывает монетки, кладет нужное количество в карман и прикидывает, сколько ему положено сдачи. Когда троллейбус подъезжает, он вбегает в салон, находит кондуктора, платит за мой проезд и начинает интервью: 

— А как вас зовут? 

— Ишь ты, какой пассажир разговорчивый! Меня — бабушка Вера. А тебя? 

— Да мы же с вами в прошлом году знакомились! 

Мы выходим из дома в начале одиннадцатого, время сна младшего из нашей компании и время наивысшей активности для старшего. 

Троллейбус ждем несколько минут и когда он подходит, спокойно входим и занимаем почти свободную среднюю площадку. Молодой человек, стоявший до нашего входа в троллейбус на месте, которое мы занимаем, деликатно перемещается в хвост транспорта. Примечательно, что мужчины, входящие или уже находящиеся в салоне не спешат помогать. Мне не тяжело, коляска почти невесомая, но все равно я втайне наблюдаю за реакцией сильного пола на нашу процессию. Троллейбус не усыпляет младшего пассажира, поэтому весь оставшийся путь мы ловим игрушки, сорванную с крепления соску и всячески развлекаем пассажиров. Хорошо, что на улице свободно, поэтому добираемся быстро. Выходим у третьей аптеки и отправляемся в гости. 

Обратно возвращаемся пешком. По улицам Никитина, Тульской, Театральной и Каменному мосту. Сознательно обходим стороной Дзержинского и Достоевского, совершенно не предназначенных для колясок. Наша, сделанная в Японии и широко разрекламированная в первую очередь в качестве незаменимого помощника в путешествиях, дребезжит и спотыкается на каждой кочке и яме, приходится подталкивать ее и приподнимать, пытаясь преодолеть высокие тротуары. Похоже, в Японии тротуары сильно отличаются от наших. 

Эксперимент №3 — в лес! 

Маршрут: «Школа №6» — Городской бор 

Цель: прогулка за городом 

Транспорт: автобус, коляска 

Время в пути: 7 минут

Плюсы: скорость

Минусы: нет

В бору дышится по-другому. Поэтому в хорошую сухую погоду мы стараемся выбираться на прогулки к водохранилищу. В этот раз мы в расширенном составе: с нами едут бабушка и дедушка. Заранее смотрим расписание автобусов. Интернет обещает отправление транспорта в сторону Калуги 2 в 10:40 от шестой школы. Складываем коляску, маленького берем на руки, придумываем стратегию на случай, если не сможем уехать всей компанией. Договариваемся, что в следующий раз возмьем с собой велосипед для старшего. Теперь в бору понятная навигация — не заблудишься. Но коляска едет с боем, напоминая стиральную машинку на финальной стадии полоскания, иногда спотыкается на естественных преградах. Но разве могут такие мелочи разбудить спящую малютку? 

Воздух, солнце, протоптанные тропинки. В этот час совсем нет людей, поэтому мы наслаждаемся звуками и ароматами леса. Выходим к остановке через час. Нажимаем на кнопку светофора, дожидаемся зеленого и спокойно переходим на противоположную сторону. Младший просыпается перед самым приездом автобуса. Обратно едем в том же автобусе в обществе мирно беседующих пенсионеров. Сразу хочется разработать программу популяризации соснового бора среди своих знакомых — такое богатство, и совсем близко к городу! 

Жить без машины (в центре Калуги) совсем не сложно, и, если всегда иметь в запасе минут 15-20, маршруты можно строить совершенно безболезненно. Нужна, конечно, определенная сноровка для перемещения по городским улицам с детскими колясками и теми же самокатами. Плохо дело с подъемами и спусками на бордюры, ни намека на пандусы или их альтернативу. Летом много велосипедистов, с которыми приходится бороться за место на тротуарах. Но радует, что они в большинстве своем внимательны и сосредоточены. 

С общественным транспортом тоже все почти хорошо — чистые машины, автобусы, курсирующие по расписанию. Правда, уже после завершения эксперимента, воодушевленная собственными открытиями, я попыталась в час пик добраться с сыном до спортивной секции на троллейбусе. В итоге мы опоздали: троллейбус попал в аварию, не поделив проезжую часть с наглой маршруткой. Оставшуюся часть пути мы почти бежали — по осеннему городу, по знакомым с детства дворам, которыми можно срезать. Хорошо, что не в мороз, хорошо, что не в гололед, хорошо, что с одним ребенком. 

В начале сентября с началом учебного года автомобилисты начали досадовать на постоянные заторы на улицах, на которых расположены школьные заведения. Мы испытываем ужас от того, что наши дети не смогут доехать до нужной остановки, в одиночку перейти дорогу на пешеходном переходе или заблудятся по пути в магазин. Но здравый смысл подсказывает — куда важнее научить наших детей правилам безопасности, внимательности и ответственности. Я надеюсь, что хотя бы к третьему классу я смогу отпустить ребенка самостоятельно добраться в школу и отвести туда за руку младшего брата. Хочется верить, что детская площадка в нашем дворе перестанет напоминать декорацию из фильма «Назад в будущее», а люди в транспорте станут уступать места инвалидам, беременным женщинам и пассажирам с детьми. А пока, объединив усилия властей, журналистов, активных горожан, мы будем делать наш город еще комфортнее, уютнее и доброжелательнее к тем, кому расти и жить в нашей Калуге.