Короткой строкой: 01.12«Калужский троллейбус» вышел на 2 новых маршрута
Станьте частью экосистемы с месячной аудиторией в 100 000 человек в VK и Telegram

ДНК: культурная инъекция для городской среды

01 января 1970

Этот «Калугахаус» выйдет в свет буквально через пару дней после того, как в Калуге пройдет международная культурная акция «100 в 1 день», день городских действий. 

Наш город первым в России принимает этот необычный праздник, который родился в Мекке нового урбанизма — колумбийской Боготе, прошел в Кейп-Тауне и ряде других городов. Задача (да, у праздников бывают задачи, привыкайте) простая: сделать по всему городу не менее сотни небольших дел, делающих городскую среду более дружелюбной. Поставить лавочку, посадить дерево, подновить стершуюся «зебру», убрать мусор, придумать, как использовать заброшенное здание или пустырь. Организаторы хотят, чтобы люди просто оглянулись вокруг, ведь никто лучше тебя не знает твой собственный ежедневный маршрут, и будь у муниципального чиновника хоть пять высших образований и новейший компьютер, разве сможет он угадать, где именно тебе хотелось бы перейти улицу? В карту действий «100 в 1 день» попала большая часть Калуги.


И все-таки самое важное событие этого дня, 21 сентября — «Фестиваль местной культуры», организованный при поддержке института «Стрелка». Акция «100 в 1 день» заявлена только одним из его мероприятий. Строго говоря, культура не совсем местная — с таким-то десантом из столицы, — но калужан по прописке в программе фестиваля тоже много, причем самого разного профиля: от потомственных швейцарских фермеров до модных фотографов. Пожалуй, это мероприятие можно назвать полноценным дебютом первой очереди проекта ДНК для широкой публики. Но как оправдать статью о культурном событии в журнале, посвященном недвижимости? Есть одна мысль :)  

Если коротко, смысл этой и других подобных инициатив – привлечь апатичное городское население к процессу создания удобной для себя среды. В основе лежит проверенная годами максима: если от общества не поступает никакого запроса к властям, города будут устроены так, как удобно чиновникам.

Некоторое время назад, как мы знаем из учебников, все города были устроены примерно одинаково. Потом наступила промышленная революция, урбанизация, автомобилизация, и вот запрос созрел: по всему миру города начали перекраивать, освобождая от промышленных площадок и излишков транспортной инфраструктуры. Рождаются новые концепции «удобного города»: так, в Куала-Лумпуре, столице Малайзии, запущен проект Banga Malasia. Это попытка разместить максимальное число необходимых горожанину точек проведения досуга в пределах 7 минут ходьбы — получается «город семи минут», в котором можно спланировать десятки видов досуга, не покидая пределов своего района. Децентрализация инфраструктуры позволяет сократить ежедневную миграцию с окраин города в центр и обратно. Но откуда вообще взялась эта миграция?
Долгое время в основе градостроительных решений крупных городов лежала девелоперская концепция. Логика ее проста: нужно построить на выделенном участке что-то, что окупит первоначальные вложения и позволит извлечь прибыль. Поэтому инвестор-девелопер заинтересован в том, чтобы найти участок подешевле, а это легче сделать на окраине города. Появляются целые районы, которые, хоть входят на бумаге в состав города, на деле имеют с ним мало общего. Базовая инфраструктура — больницы, школы, детские сады, магазины и салоны красоты, — там имеются, но с любым мало-мальски необычным запросом нужно ехать «в город» (кстати, обратите внимание, сколько калужан используют это словосочетание). «Город» — место встречи друзей, большой выбор ресторанов, подходящие для прогулки улицы и культурные мероприятия. «Район» — всего лишь ночлег или мутная праздность. 

Если мы берем большой город, проблема вроде бы не так заметна. В Москве локальным центром притяжения становится парк или станция метро. И все равно большинство людей предпочитают проводить время в пределах Садового кольца: историческое окружение стимулирует развитие социального капитала, у молодежи появляется больше интересов, и возрастает вклад каждого в городскую экономику. И обратный процесс: если жители города заняты в сферах экономики с высокой производительностью труда, растут их культурные запросы. Отправиться домой, отработав смену, становится уже некомильфо.

Примерно такая история произошла с Калугой, причем стремительно: за несколько лет появилось много высокооплачиваемых специалистов, причем в производственной сфере; чуть позже подтянулась сфера услуг и вот, заложенная в советские времена парадигма «живем на окраине, работаем на окраине, окультуриваемся в центре» начала давать сбой. В городе явный избыток автомобилей, причем большая часть из них просто весь день стоит около офиса. И население ропщет: город-де для жизни неудобен. Городским властям предстоит что-то с этим делать, если они собираются и дальше оставаться властями, но нас сейчас интересуют более интересные инициативы — те, которые идут напрямую от горожан и лишь немного направляются извне.

Чтобы получить из обычного человека активного горожанина, нужно слегка нарушить его зону комфорта. Тут надо сказать, что у большинства из нас она заканчивается за дверью квартиры (отсюда грязные подъезды), имеется в машине («моя ласточка») и, если повезет, на работе. Если, например, повезет побывать в Европе, появляется желание эту зону расширить — скинуться с соседями на уборщицу, посадить цветы во дворе, гулять по красивым улицам подольше. И вот когда наш герой начинает считать улицу своей, тогда любую лужу или запаркованную поперек перехода машину он будет считать личным вызовом. Ему неминуемо захочется устранить нарушение! Дальше два варианта: начать искать виноватых и заставлять их работать или решать проблему самостоятельно. Прежде, чем пойти по второму пути, остановимся на виноватых. Ими традиционно оказываются власти.

Посмотрим на механизмы, с помощью которых власть может взаимодействовать с жителями города при решении важных вопросов. Прежде всего, это представительная власть — городские депутаты. Любой человек может найти своего депутата, попасть к нему на прием, совместно оформить инициативу, которую потом депутат сможет представить на утверждение своим коллегам. Решение Городской Думы — сильнейший инструмент, но использовать его простому населению удается редко. Дальше, есть институт общественных слушаний, когда инвесторы защищают проект перед группой активистов. Однако это касается, в основном, нового строительства, и в случае нарушения данных обязательств ломать свеженький торговый центр никто не решится. В случае, если какое-то градостроительное решение уже стало данностью, используется механизм жалоб. Аргументированную жалобу рассматривают специалисты разного профиля, и нередко уже внедренное решение откатывается назад, а нерадивый застройщик по решению суда строит, наконец, парковку.

Чем нас это не устраивает? Прежде всего, неповоротливостью системы: жалобы рассматриваются месяцами, суды длятся годами, а их решения реализуются десятилетиями. Поэтому ставка была сделана на постепенное самоосознание городского населения, чтобы люди привыкли если не решать, то хотя бы формулировать проблемы самостоятельно. Делать это решили через повышение культурного уровня населения. 15 марта в Музее космонавтики прошла презентация калужского Дома Новой Культуры, ДНК. Вообще-то современное искусство — очень городская штука, урбанистическая, как модно сейчас говорить. Поэтому одной из задач проекта стало создание правильной городской среды, благоприятной для творчества и самореализации. И почти сразу после презентации в Калуге стартовала образовательная программа, которую разработал Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Это лекции, мастер-классы, презентации и просто беседы представителей современного искусства — не совсем таких, которых можно увидеть в телевизоре, конечно. Почти все события стали поводом по-новому взглянуть на собственный город — и найти его далеко не скучным. Большинство элементов культурного ландшафта, характерного для небольших европейских городов, в Калуге присутствуют. Осталось только разложить все по полочкам и предъявить широкой публике.


В середине августа в лофте «Циолковский» на Театральной улице прошла лекция со странным названием «Партизанинг». На ней двое молодых людей хорошим русским (и немного английским) языком рассказывали, как быстро донести свою идею по улучшению города до других людей, если самому она кажется непосильной. Можно, например, предложить другим по твоему примеру пересесть на велосипед. Можно облегчить задачу прохожим, повесив указатели-подсказки («кафе за углом», «бесплатный wi-fi»). Можно усовестить владельца кондиционера табличкой «Капает :(», сделать скамейку или пандус из европалет. Можно изготовить «семенные бомбы», забросить их на открытые участки земли и через пару месяцев полюбоваться цветущим кустиком. Такие «партизанские» улучшения не будут хулиганством, зато никого не оставят равнодушным. Начавшись как веселая игра, партизанинг перерастает в серьезную работу с городской средой, нащупанные опытным путем решения оформляются в планы и предлагаются властям. В отличие от экспертного мнения, которое часто становится основой для разработки программ благоустройства (про такое говорят «лишь бы отделаться»), городские активисты работают напрямую с общественным мнением и немного его формируют.

Кому-то процессы, инициированные ДНК, покажутся слегка маргинальными. Но практика показывает, что когда «молчаливое большинство» начинает тормозить экономические и политические процессы, власть готова прислушиваться к небольшим активным группам. Не случайно обновленный Парк Горького в Москве фактически выстроен вокруг центра современной культуры «Гараж»: гораздо проще опереться на что-то твердое, пусть и необычное, чем на аморфные «аттракционы для публики». В любом случае надо пробовать, искать решения и людей, готовых их воплощать. В этом смысле у Калуги, как показывает наша недавняя история, все в порядке.