Короткой строкой: 01.12«Калужский троллейбус» вышел на 2 новых маршрута
Станьте частью экосистемы с месячной аудиторией в 100 000 человек в VK и Telegram

Городская культурная среда шаг за шагом

Как умные, успешные и безумно интересные люди помогают городским сообществам Калуги осознавать себя и менять город к лучшему

20 сентября 2015

Текст: Кирилл Гусев, Анна Сенатова 

Фото: архив Tsiolkovsky Art Project

Авангард человечества — ученые, философы, духовные авторитеты, — никогда не творили в одиночку. Новые идеи рождались в результате продолжительного и увлекательного обмена знаниями, споров, пространных рассуждений. И это в те времена, когда даже письмо могло идти неделями, а личная встреча двух единомышленников могла произойти раз в жизни. 

Время социальных сетей и электронных коммуникаций сделало живое общение гораздо более ценным. Человеку со стороны трудно прорваться через плотный график современного авторитета: известного ученого, деятеля культуры, врача или архитектора. Есть, конечно, шанс случайно встретиться на какой-нибудь презентации — куда опять-таки сложно попасть со стороны. Да и, если говорить о Калуге, не так много у нас проходит презентаций. Поэтому тем, кто возрождает в нашем городе формат публичных лекций, мы должны быть бесконечно благодарны. 

В конце 2012 года началась история серии лекций «ЛикБез», идейным вдохновителем которой стал заместитель директора центра «Калужский Край» Алексей Каргашин. Благодаря этому проекту, неравнодушные калужане получили возможность встречаться в неформальной обстановке с людьми, которые сильно превзошли «среднестатистического» гражданина. Летом 2013-го широкая общественность впервые столкнулась с ДНК: культурный десант Института «Стрелка» также провел серию лекций и мастер-классов. Причем москвичи дружно отказывались считать Калугу культурной периферией и делать поправку на менталитет: привозили самых актуальных художников и демонстрировали самые передовые технологии работы с контентом. Кстати, тогда же, летом, в Никола-Ленивце прошла первая [отдельная] Ночь Новых Медиа — светомузыкальная феерия, сразу ставшая одним из самых модных событий такого формата во всей стране. Это чтобы окончательно пресечь все разговоры о периферии. 

К сожалению, меньше чем через год активная фаза проекта ДНК сошла на нет. К счастью, культурная почва в Калуге оказалась достаточно плодородной, чтобы на ней появились свежие ростки. Пожалуй, самой интересной серией культурных событий (в рамках тем, поднимаемых нашим изданием) стал Tsiolkovsky Art Project — образовательный проект, выросший из фестиваля современного искусства «Циолковский». 

Анна Сенатова: Tsiolkovsky Art Projects — новый формат, ставший частью Фестиваля современного искусства «ЦИОЛКОВСКИЙ» (TsiolkovskyFest Art Kaluga Contemporary). Это гуманитарный проект, предполагающий проведение разнообразных образовательных мероприятий в области культуры, искусства, медиа, социальной сферы: лекций, семинаров, мастер-классов, круглых столов, воркшопов, творческих встреч. Сфера наших интересов очень разнообразна, это, помимо искусства, архитектура и дизайн, урбанистика, кино, литература, психология, история, краеведение, история музыки, мода… Широкий спектр гуманитарных знаний при высоком уровне приглашенных спикеров — непременное условие качественного образовательного проекта. Именно поэтому мы имеем дело с признанными авторитетами, ведущими представителями творческой мысли. Завершая программу 2014 года, могу с гордостью перечислить имена людей, ставших первыми в нашем проекте. Российский кинокритик, радиоведущий и журналист, писатель Антон Долин; российская художница, скульптор, дизайнер Катя Бочавар; кардиохирург, профессор, доктор медицинских наук, руководитель отделения коронарной хирургии Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева РАМН, известнейший коллекционер искусства нон-конформистов Михаил Алшибая; медиа-художник, виджей, куратор и идейный вдохновитель фестиваля «Измерение» Анна Титовец; российский урбанист, эксперт и преподаватель Центра территориальных инициатив Архполис , куратор проектов института «Прикладная урбанистика», эксперт ВШУ, института Стрелка Свят Мурунов; архитектор, основатель градостроительной компании «Яузапроект», эксперт в разработках региональных стратегий развития Илья Заливухин. Шесть прекрасных имён в течение шести месяцев с момента старта проекта — это отличный промежуточный итог. А 2015-й обещает нам множество новых впечатлений и встреч, которые мы будем анонсировать в СМИ. 

В октябре в Калугу приезжала Катя Бочавар — куратор, художник и общественный деятель. В 2014 году она возглавила проект по реорганизации двух досуговых центров в московских спальных районах «Щукино» и «Сокол». В результате казенный «досуг» превратился в центр ГРАУНД — две мастерские-галереи, на базе которых проходят выставки и реализуются образовательные программы. Люди абсолютно разных возрастов, профессий и социальных групп, наряду с профессиональными художниками, получают условия и кураторскую поддержку для свободного творчества. Задача — вовлечь местное население в творческие и исследовательские процессы, создать локальный культурный кластер, «продукция» которого позволит объединить жителей района и создать для них собственный культурный код — взамен «усредненного» культурного кода Большой Москвы. Слушая выступление Кати Бочавар, трудно не примерить рецепт локального ГРАУНДА на любой из калужских спальных районов и найти его вполне подходящим. Кстати, в ряде жилых комплексов, которые сейчас строятся в Калуге, среди прочей инфраструктуры запланированы и «помещения для досуговых центров». Если вовремя найти хорошего куратора…

«В современном искусстве нет ничего необычного или невозможного для понимания. Это такое же событие, как и любое другое. В наше время любое событие или явление можно описать средствами современного искусства: науку, спорт, кулинарию, медицину. То, что у нас это воспринимается агрессивно, особенно в нецентральных районах, так это от серости и общего низкого духовного развития. И еще потому что не объясняют и не учат. Культурные центры нужны и интерес у аудитории очень быстро просыпается, это я знаю на своем опыте. Нужны умные люди, которые увлечены популяризацией современного искусства, нужно больше хорошо сделанных выставок, дружелюбная атмосфера, программы для детей и их должно быть много, программы для стариков и инвалидов, для тех кто обладает временем и желанием посещать подобные культурные центры, как их не назови»

Катя Бочавар, куратор проектов в области современного искусства

 

Растущее за счет мигрантов из Средней Азии население Калуги рано или поздно столкнется с проблемой культурной ассимиляции приезжих. Мультимедийный перфоманс «РОЗАМИРА», который прошел в 2012 году в павильоне «Дружба народов» на ВДНХ, стал попыткой вывести проблему толерантности на уровень искусства. В основу постановки легла музыка народов бывшего СССР, темы передавались от исполнителя к исполнителю, а «урбанистический балет» и «шумовой оркестр» создавали атмосферу городской вечеринки, на которую приглашены все присутствующие, будь то таджики, узбеки, азербайджанцы, русские или украинцы, строители или медиаперсоны. Для неприязни просто не осталось места. Режиссером «РОЗЫМИРА» стала Катя Бочавар. 

Взглянуть на устройство городской среды с другой точки предложил декабрьский гость проекта «Циолковский» — урбанист и эксперт Института «Стрелка» Свят Мурунов. Его лекция была посвящена вопросам взаимодействия групп влияния в современном городе и роли городских сообществ. По всему выходит, что и власть, и бизнес ждут от населения активных действий — а оно пока не в силах самостоятельно организоваться. Хотя рецепты существуют и они достаточно просты: открытый обмен мнениями, совместные мероприятия, привлечение ресурсов для достижения общих целей. В большинстве городов России, которые исследовал проект Мурунова UrbanUrban, городские сообщества возникают вокруг одних и тех же вопросов: детей, дорог, ЖКХ, экологии, защиты животных. А значит, можно перенимать опыт других регионов. Даже соседний Обнинск может многому научить калужских активистов. Внешнее влияние тоже возможно, но гораздо более устойчивыми будут те инициативы, которые родились в той городской среде, которую призваны изменить. 

Лекции проекта Tsiolkovsky Art Project может посетить любой желающий. В 2014 году они проходили в антикафе «Небо», но не исключено, что позднее потребуется более масштабная площадка: проект становится все популярнее. 

Анна Сенатова: Для чего мы проводим подобные встречи? Для чего приглашаем в наш город хедлайнеров современного искусства, интересных людей и экспертов, когда аудитория, способная воспринимать их выступления и включаться с ними в диалог, столь немногочисленна? Ответ прост: мы тоже стараемся понемногу менять городскую среду, руководствуясь теорией малых дел. И не теряем оптимизма: жизнь здесь и сейчас — что может быть интереснее!

«Исполнительная власть понимает, что нужно здесь и сейчас решать какие-то проблемы. Связанные с культурой, образованием, туризмом, негативно настроенными местными сообществами. Решить проблемы без привлечения экспертов, без опоры на местные сообщества невозможно. Потому что любое сообщество, которое против чего-то протестует — это головная боль для власти. Вы можете его не замечать, с ним бороться, но это люди, которые тратят свою энергию и силы как-то влияют на пространство города. Можно направить эту энергию в мирное русло, разобраться в чем суть протестов. Можно выявить и удовлетворить потребности, создать события, институты, научить людей объединяться и решать, вместо того, чтобы они спорили и ругались. Для этого и нужны посредники — эксперты»

Свят Мурунов, урбанист, консультант