Короткой строкой: 01.12«Калужский троллейбус» вышел на 2 новых маршрута
Станьте частью экосистемы с месячной аудиторией в 100 000 человек в VK и Telegram

Вид сверху лучше

Интервью о том, как современные технологии дарят новые точки зрения на городские проблемы

19 мая 2018

Текст: Ирина Личутина 

Фото: архив Дмитрия Иванова

Как ни печально констатировать факт, но краеведов в наше время можно смело причислить к вымирающему виду. Да простит меня мой герой, за такую формулировку. Дмитрий Иванов – неравнодушный к истории Калуги фотограф-любитель, имя которого стало известно в социальных сетях, благодаря публикации удивительных панорамных снимков Калуги, сделанных с высоты. О том, как аэросъемка помогла ему увидеть «другую» Калугу, Дмитрий рассказал в интервью нашему журналу. 

— Дмитрий, когда желание увидеть Калугу с высоты посредством дрона возникло впервые, и в какой момент оно было реализовано? 
 
— Это был, наверное, год 2012-й. Тогда я уже всерьез увлекался краеведением. Главной предпосылкой, пожалуй, стало желание посмотреть на реализованные задумки архитекторов прошлых лет не в гугл-картах, а в режиме реального времени — с высоты. Многие знают, наверное, что знаменитый наш архитектор Петр Никитин задумывал Калугу как шестиугольник. Три грани мы с вами знаем: это нынешние улицы Степана Разина, Кирова и Гагарина. Еще три не состоялись – не удалось все планы воплотить в жизнь. В общем, желание увидеть панорамные калужские виды в какой-то момент взяло верх, и в 2015-м я купил квадрокоптер и «начал летать». На моих первых снимках запечатлены преимущественно церкви, поскольку я являюсь модератором сайта Соборы.ru. Панорамные снимки церкви сделать с земли очень сложно, храм закрывают деревья, провода, а сверху все как на ладони. Да и грязи не видно, мусора. Все отлично. 
 
— То, что вы увидели, вас впечатлило? 
 
— Не то слово! Я так много нового с высоты увидел. Три знаменитые калужские стрелки, на которые раньше не обращал внимания, соборы, храмы, Казанский монастырь, изгиб Оки, водохранилище. Все совершенно другое. 
 
— Вид сверху лучше? 
 
— Не то, чтобы лучше. Модерн, классику и другие стили сверху не различишь. Но эти улицы, расползающиеся в стороны, как вены по руке, впечатляют. Картинка завораживает! Виден замысел архитекторов в старых постройках. И абсолютно не видно его в микрорайонах новых – все квадратно, ровно, неинтересно. 
 
— Мне кажется, вы сейчас про Правобережье говорите. Вот уж где все квадратно, ровно и местами хаотично. 
 
— Правобережье закладывалось в конце 80-х годов, если мне не изменяет память. И даже троллейбусную ветку туда начали прокладывать, но, к сожалению, все зачахло в 90-е годы. А дальше все подхватили умелые дельцы. Развивается микрорайон сейчас не так, как хотелось бы. Очень странно, что все развитие в сторону леса идет, а не в сторону реки. Было бы логичнее увеличить приток туристов, за счет строительства на Правобережье набережной и создания современных развлечений. Если мне говорят сейчас «поедем на правый берег», моя первая мысль – а что там делать? Кроме Квани и пары-тройки малозначимых объектов на правом практически ничего нет. Губернский парк пока тоже разочаровывает. 
 
А что касается современной застройки в городе, то ведется она несколько хаотично. Я, конечно, рад, что новые микрорайоны образовываются, но вместе с тем, хотелось бы, чтобы не рушили старые, застраивая их новыми домами. 
 
— Есть пути решения? Как сохранить историческую часть Калуги? 
 
— Тут отличным примером служит опыт европейцев. Необходимо провести черту между старым и новым городом. И запретить строить в старой части дома, по архитектурному стилю противоречащие уже существующей застройке. Другими словами, неправильно в квартале с двух-трехэтажными домами строить более высокие. А ещё лучше, как во Флоренции – вообще запретить что-либо менять во внешнем облике старого города. Но в нашей стране это что-то из области фантастики. Как показывает практика, в том числе судебная, в России владелец старинного значимого объекта скорее готов заплатить штраф за снос или перестройку, чем привести его в порядок. Выгода, увы, даже в таких вопросах для них на первом месте. И здесь как раз пригодился бы опыт других стран, в первую очереди Италии и Ирана. А законодательство в вопросе сохранения памятников предыдущих веков следует менять прямо сейчас, потом будет поздно. Мы и так уже слишком много родных домов потеряли в Калуге. К реставрации объектов тоже много вопросов – здания после реставрации не похожи на первоначальные. Например, в Москве, Калининграде и Казани стремятся вернуть зданиям элементы, утраченные в годы лихолетья. А в Калуге пока наблюдаю обратное – многое делается по принципу «выберем дешевле». В итоге Никольская церковь в Чижовке напоминает граненый стакан, а Каменный мост стал теперь скорее железобетонным. 
 
— Надеюсь, это интервью прочитают люди, способные изменить ситуацию… Но раз уж мы заговорили о нереальном — если бы вам удалось в другую эпоху переместиться, вы бы в какое время в Калуге захотели побывать? 
 
— Во-первых, хотелось бы переместиться в Калугу времен архитекторов Ясныгина и Никитина, чтобы найти ответы на некоторые вопросы, касающиеся именно краеведения. Это расцвет был для города, хотя они немного в разное время творили. А второй период – это конец Российской империи и время установления советской власти. Интересно, что в этот отрезок времени происходило здесь, как бы это дико не выглядело. Здорово было бы увидеть старую Калугу, что называется, «за секунду до» катастрофы. Церкви, которых уже нет, каменные мостовые, ипподром, плашкоутный мост через Оку, городовых и повозки на улицах города – всего не передать словами. 
 
— Дим, а что за вопросы вас интересуют? 
 
— Например, почему у Никитина не получилось создать из Калуги шестиугольник. Ведь известно, что остальные углы должны были находиться в районе реки Оки и на правом берегу, который не был обжит. Интересно также, где находилась утраченная церковь в Некрасово (ранее Покров-на-Оке). Почему архитектор Ясныгин захотел сделать такой объемный купол на Троицком соборе, и по какой причине проект так долго не могли утвердить. Загадок много. К сожалению, в Калуге краеведение не преподают, да и преподавателей можно пересчитать по пальцам. Я уверен, что это обязательно нужно развивать. Незнание своего города и его истории – это печально. 
 
— Из вас, уверена, получился бы отличный преподаватель. Кстати, кто вы по профессии? 
 
— У меня их три. Три красных диплома. Первое образование я получил в Калужском техникуме железнодорожного транспорта — учился на помощника машиниста. Потом отучился на машиниста, работал по профессии пару лет. Второе образование — МИИТ, Московский государственный университет путей сообщения. А третье — юридическое. Сейчас работаю в самой крупной железнодорожной транспортной компании. Занимаюсь логистикой перевозок и ремонтом вагонов. 
 
— Кстати, юридический аспект в вашем хобби тоже имеет значение. Как регулируются полеты и аэросъемка?
 
— Если именно юридическую сторону вопроса затронуть, то аэросъемка сейчас скорее незаконна. К сожалению, законодательство на данный момент не развивает направление использования беспилотников, а скорее ограничивает. По неофициальной информации, государство ужесточило меры после нескольких полетов горячих голов вроде Навального над собственностью чиновников «высших эшелонов власти», причем сделано это было вполне осознанно. Закон об ограничениях полетов беспилотников вступил в силу 5 июля 2017 года. Однако закон оказался совершенно сырым: в нем дроны приравниваются к воздушным судам (то есть, квадрокоптер — это то же самое, что вертолет или самолет), но никто не знает, как их регистрировать: у Росавиации, которая, по идее, занимается этими вопросами, понимания процесса нет; ни она, ни Минтранс до сих пор не выпустили никаких нормативных актов. Где можно летать – непонятно, как и где будут этому обучать тоже не разъяснили. Получается замкнутый круг: де-факто, полный запрет на использование частных беспилотников. Таким образом закон поставил в тупик не только пользователей дронов, но и исполнительную власть. Поэтому все полеты сейчас проходят в полулегальном виде. То есть абсолютно любому пилоту, даже маленькому мальчику, поднявшему в воздух небольшой вертолет во дворе, грозит административная ответственность, как бы абсурдно это не звучало. 
 
— То есть хобби рисковое у вас? 
 
— Скажем так, риск небольшой есть. Я, честно, больше забочусь о безопасности полета, чтобы он не проходил над людьми, стараюсь летать как можно дальше от каких-либо строений. 
 
— А на какой высоте летаете? 
 
— Все зависит от поставленной цели. Но одна из главных задач – это, конечно, получение красивых снимков. Если о съемке просят друзья или знакомые, приезжаю на место заранее, чтобы понять, с чем придется работать – изучаю местность. Я не из тех людей, которые летают безбашенно. Только на безопасных высотах и вдали от скопления людей. 
 
— Какие свои снимки Калуги считаете самыми удачными? 
 
— Помимо панорамных видов, это все что связано с рекой Окой, Театральной площадью, улицей Кирова и площадью Победы. Больше всего, как я убедился, людям понравилась фотография Родины-матери, что на площади Победы. Съемка производилась сзади. Между руками скульптуры запечатлена улица Кирова. Интересный ракурс. 
 
— Нереализованные в плане съемки задумки имеются? 
 
— Идей много. Хочется видео смонтировать: нарезок хватает, а свободного времени - нет. Интересно проехаться по окраинам. Очень многие люди в социальных сетях, немного возмущены тем, что я преимущественно центр снимаю, а они хотят увидеть свои микрорайоны. Только мне кажется, администраторам пабликов в соцсетях не слишком интересно опубликовывать снимки Силикатного, Тайфуна или Терепца. В большинстве своем люди в центре живут. 
 
— Я тут с вами не соглашусь. Центр просто симпатичнее выглядит, он ухоженнее окраин. Но людей там живет много, мне кажется, публикация таких снимков получила бы отклик. Вероятно, меньший. Но посмотреть на свой дом, сквер рядом, школу, в которой ребенок учится – интересно каждому. Вы, кстати, свои фотографии безвозмездно передаете для публикации в соцсетях? 
 
— Да, я не прошу за это денег. Публикую только снимки, которые сделал для личного пользования. То, что снимал на заказ, никогда в соцсетях не размещаю. Если нахожу свои снимки, использованные кем-то в коммерческих целях, в соответствии с законодательством я прошу либо удалить их, либо указать мое авторство. 
 
— Вам хватает десятков лайков в соцсетях? Может, пришло время выставку своих работ организовать? 
 
— В ближайшее время вряд ли получится это сделать в связи с моей занятостью. Я даже в Калуге редко бываю. Не чаще, чем раз в месяц. А вот если кто-то заинтересуется, поможет, подскажет как организовать выставку, то я - с удовольствием. А лайки в соцсетях они не столько для самолюбия важны, сколько для понимания правильности того, что ты делаешь – разделяют это люди с тобой или нет. Мне очень приятно, что в Фейсбуке много положительных отзывов о моих работах. У людей возникает ностальгия, связанная с местами или объектами на снимках. Краеведам часто помогаю нашим. Они просят сделать снимок той или иной местности. Присылают фото 19 века, к примеру. А потом мы делаем коллаж «до/после». Эти снимки вызывают отклик – всегда интересно посмотреть, как изменился облик города за сто с лишним лет. 
 
— Помимо Калуги на ваших снимках часто появляются виды Иванова. Вы там по работе бываете? 
 
— Это в этом году я зачастил в Иваново, в предыдущие годы были продолжительные вояжи в Калининград, Казань и Орловщину. Скажем так, зовут поснимать – и я еду. Город Иваново нравится. Он не такой яркий, как Калуга в плане архитектурных решений. Там конструктивизм преобладает. В Калуге, мне кажется, всего пять-шесть домов в этом стиле. А там целая улица Ленина – сплошь конструктивизм. Река Уводь в Иванове протекает посреди города и в отличие от нашей Оки, Уводь набережной не обделена. Так что на заметку руководству нашего города – обязательно в Калуге нужно обустроить набережную. Это привлечет сюда туристов и тогда, возможно, Калуга по-настоящему войдет в состав Золотого кольца России.