Короткой строкой: 01.12«Калужский троллейбус» вышел на 2 новых маршрута
Станьте частью экосистемы с месячной аудиторией в 100 000 человек в VK и Telegram

Чего добивается общественное движение «Зеленый город»

01 января 1970

Когда стало казаться, что вопрос с озеленением Калуги почти решен (в формате «окончательного решения») в пользу автотранспорта и витрин торговых центров, в информационном поле появилась новая точка зрения. Активисты движения «Зеленый город» пробуют доказать, что хорошая комплексная программа озеленения — не потраченные впустую бюджетные деньги, а выгодный вклад в экономику, который довольно быстро вернется с процентами. Кто эти люди? Чего они хотят? О том, как возникло движение и какие цели вырисовываются перед ним, наш корреспондент Даниил Марченко спросил у основателя калужского «Зеленого города» Якова Казацкого.


О  возникновении «Зеленого города»

Сама идея была у меня еще с детского возраста, когда ты ходишь по городу, видишь какие-то несоответствия желаемого с действительным и думаешь: ну почему же никто этим не занимается? И с возрастом приходит понимание, что никто этого не делает, потому что это никому не нужно. Я долго думал о том, как один простой человек может взять и что-то изменить, пусть и в локальном масштабе. Начинал со своего двора, который был полностью лысый — сажал там деревья. Потом захотелось выйти за эти рамки. Мне раньше очень нравилась улица Кирова, на ней было много деревьев, но её закатали плиткой. Я пару лет ходил с мыслью о том, что её можно как-то улучшить, до тех пор пока к эстафете олимпийского огня последние зеленые островки не заделали плиткой. Это стало последней каплей и в одном месте мы просто разобрали эту плитку и посадили дерево. Сделали это для себя, никакой мысли о движении тогда не было. Но когда мы выложили эту информацию в соцсетях и получили несколько десятков положительных отзывов — многие люди говорили, что тоже хотят, но не знают, где, многие заявляли о своей готовности чем-то помогать и поддерживать — стало понятно, что это не только моя мысль, но и какой-то общественный запрос. Сначала мы просто обсуждали это в Фейсбуке, потом пошли задумки конкретных мероприятий, ну а после того, как в одной из наших акций принял участие мэр города, стало понятно, что жителей услышали и в Калуге постепенно начались позитивные изменения в этом вопросе. 


О составе и структуре общественного движения

Сейчас «Зеленый город» фактически является группой в социальной сети, но мы можем, если это понадобится, выступать и как юридическое лицо. Однако, пока такой необходимости не было, поскольку сейчас мы действуем на уровне городского «активизма». В будущем, наверно, да, это будет уже какая-то более серьезная организация, у которой будут члены — пусть не формальные, но реальные, которые ведут какие-то конкретные проекты. Мы постепенно переходим от общей идеи к проектной деятельности, то есть берем на себя решения каких-то понятных нам и значимых для города вопросов и как проектные менеджеры толкаем эти идеи к решению. Это и вопрос развития Правого берега, и вопрос оптимизации дорожного движения, по которому мы проводили круглый стол и выработали несколько идей, которые в будущем помогут разгрузить какие-то участки. По вопросу мониторинга общественного транспорта у нас есть отдельный активист, который давно этим занимается и хочет дойти до решения. Мы открыты для любых участников с готовыми конкретными идеями, у которых есть понимание проблемы, но не хватает, возможно, нашего опыта общения с властью. Ведь как ни крути, а основные городские проблемы завязаны либо на решении властных органов, либо на наличии их ресурсов. И в одиночку, за исключением каких-то небольших дел вроде посадки деревьев или починки скамеек, городским активистам будет сложно что-то решить.

Актив группы составляют около десяти человек. Это те, кто генерирует идеи и берет на себя их реализацию. Есть условный «ближний круг» поддержки, который участвует в наших акциях — их человек 30-50. Ну и есть около трехсот человек, которые активно не выражают свою позицию, но участвуют в обсуждениях в соцсети — читают, комментируют. Нам это тоже очень важно, потому что мы стремимся участвовать в проектах, у которых есть общественная поддержка. 

Сейчас у нас есть участники-архитекторы, которые могут применить свой профессиональный опыт в нашей сфере, есть биологи, которые понимают, как, где и какие сорта сажать. Есть пусть и непрофессиональные, но достаточно компетентные люди, занимающиеся темой общественного транспорта, следят за его развитием в других городах и готовы этот опыт переносить в Калугу. 

Об акциях и проектах

У нас есть большое мероприятие под названием «Зеленый марафон», которое не имеет каких-то временных рамок. Мы регулярно стимулируем к таким мероприятиям — что-то организовываем сами, что-то делают наши участники. Недавно вот журнал «Жить хорошо» высадил маленькую аллею, Корпорация развития Калужской области тоже этим занимается. Плюс мы ведем очень большую работу по организации взаимодействия власти и жителей города, как это было сделано на форсайте. Ну и есть еще какие-то движения, которые не сильно заметны для людей, но в случае их успешного завершения могут быть очень полезны для города. Например, инициатива посадки аллеи в честь мэра, вопрос оптимизации транспорта, опять же участие в планировании парка. Сейчас, совместно с МАУ «Благоустройство» (это бывший «Зеленстрой»), обсуждаем, как украсить въезд в город. Они сами пригласили нас к диалогу,чтобы не получалось, что они там что-то выдумывают, а весь город критикует. Мы участвовали в обсуждении места для памятника Жукову. Большинство участников высказывалось за сквер Жукова, но вариант с площадью Победы был у нас вторым. Я считаю, что это не худшее из зол. Возможно, стоило ему найти какое-то другое место даже на той же площади, но тут уже профессионалы должны смотреть, как это формирует композицию, как просматривается с разных точек. Я скорее сторонник такого решения и такого диалога, когда спросили людей, выявили тройку самых популярных мнений и итоговое решение принималось из этой тройки. Я думаю, что это позитивно.


О взаимоотношениях с городской властью и бизнесом

Власть для нас является прежде всего союзником, потому что какие бы не были активные жители, они могут посадить 10, 20, ну 1000 деревьев — учитывая ограниченность их временных и финансовых ресурсов — для города это капля в море. Реальную ситуацию можно изменить только в конструктивном диалоге с властью. Ведь что сделала наша группа — мы аккумулировали какое-то количество людей, сказавших: хотим деревья. И к чести нашей власти, они не стали объяснять, что это плохо или ненужно, они сказали да, ок, давайте вместе над этим работать. И вот началась та самая совместная деятельность, в которой власть проявила себя как союзник.

Раньше у нас было прямое общение с городским головой и службами, отвечающими за благоустройство. Я надеюсь, что и дальше эта ситуация сохранится. Сейчас можно сказать, что уже на всех уровнях понимание устаканилось и мы очень конструктивно работаем. В горуправе понимают пользу наших акций. А плитку мы разобрали как раз на месте, где должно было стоять дерево, то есть мы не создавали ошибку, а скорее ее исправляли. Наша идея никому не враждебна — сложно представить человека, который бы с ней сражался. 

Также мы ведем диалог и с бизнесом. Для девелоперов мы пока еще не совсем понятный институт. Но есть бизнесмены, которые нас поддерживают, в том числе финансово. Есть бизнесмены, которых мы поддерживаем, несмотря на то, что им наша поддержка не сильно нужна. Мы стараемся показывать те проекты, на которые стоит ориентироваться, такие как белорусский парк в «Малиновке» или «Комфорт-парк» на Правом берегу. На наш взгляд, именно так должны строиться дома и жилые комплексы с продуманной инфраструктурой, в том числе с большой зеленой территорией. К сожалению, пока у нас девелоперы в основном строят дом и детскую площадку, засыпанную песком, и считают, что этого достаточно. А мы через поддержку таких проектов пытаемся донести до крупного бизнеса, что нужно учитывать мнение жителей, а жителям нравится, когда рядом есть парк, в идеале озеро ну или хотя бы какая-то прогулочная зеленая зона. Я думаю, что мы постепенно донесем это мнение до крупного строительного бизнеса.