Короткой строкой: 01.12«Калужский троллейбус» вышел на 2 новых маршрута
Станьте частью экосистемы с месячной аудиторией в 100 000 человек в VK и Telegram

Церковь Казанская с часовней, XVIII-XIX вв.

Калуга, ул. Подвойского, д. 7
Объект культурного наследия федерального значения

19 февраля 2024
Фото с сайта sobory.ru, опубликованное Алексеем Кротовым

Задние храма замыкает с северо-востока перекресток ул. Подвойского и 1-го Красноармейского переулка.

В описи 1626 г. храм упоминается как «преображение Спасово на Подоле» с приделом Рождества Пречистой Богородицы «древян, клетцки», «в старом остроге на Подоле». По всей видимости место рядом с перевозом через Оку и причалами издревле было церковным, поэтому церковь была богатой за счет купеческих пожертвований.

Строение нынешнего здания церкви с приделом во имя Казанской иконы Богоматери было начато в 1709 г., а окончено в 1717 г. С этого момента, несмотря на то, что официально церковь называлась Спаса Преображения «что под горой», она чаще упоминается как Казанская. Главною вкладчицею была царевна Наталья Алексеевна, пожертвовавшая от себя на строение 1000 руб. Среди других жертвователей были Данила Алексеевич Мансуров, Авраам Лопухин, Борис Шереметев и Александр Меншиков.

В 1802 г. калужским строителем И. Зюзиным был устроен придел в честь Положения ризы Господней и была пристроена трехъярусная колокольня (аналогичная колокольня в Оптиной Пустыни). Вход в храм через колокольню украшен портиком. Храм был увенчан пятью главами, главная – выше других, на двойном восьмиугольном трибуне. По обеим сторонам настоящего храма были боковые входы в виде галерей, сейчас эти галереи не сохранились.

В это же время церковь получает росписи. Их выполнили мастера- художники и иконописцы, участвовавшие в украшении Архангельского и Успенского соборов в Москве.

В 1844 г., во время всенощного бдения, накануне храмового праздника Преображения, молния ударила в шпиц колокольни и зажгла его; при этом два больших колокола упали и разбились. Главным вкладчиком на исправление повреждений и на перелитие разбитых колоколов, с прибавлением веса был митрополит Иона, (экзарх Грузии), служивший при Казанской церкви протоиереем.

В начале 1930-х гг в Казанском храме служили священномученики Павлин (Крошечкин) и Димитрий (Добросердов).

Казанский храм был закрыт в 1933 г. В 1934 г. с колокольни сбросили колокола. С 1938 г. в храме разместилась Калужская скульптурная фабрика. Во время Великой Отечественной войны в период оккупации в глубоких подвалах храма укрывались калужане. Верх колокольни был сбит артиллерийским снарядом.

8 апреля 1996 г. храм был передан Калужской епархии. На Крестопоклонной Неделе в 1998 г. был освящен кованый четырехметровый крест. К вечеру Страстного Четверга крест был водружен на семидесятиметровую высоту колокольни. 18 июля 1998 г., в день памяти преподобного Сергия Радонежского, были освящены и подняты на колокольню новые колокола. С 19 августа 2011 г. в храме начались регулярные богослужения. По состоянию на 2014 г. восстановительные работы в храме продолжались.

Храм неоднократно перестраивался, в результате чего превратился в своеобразный разноплановый ансамбль. В трапезной снаружи, с обеих сторон фронтоны на четырех дорических колоннах (портики); два окна на закруглениях трапезного фасада имеют с обоих боков храма в оконных нишах по колонне с боков. Боковые входы устроены галереями, каждая из которых держится на трех готических арках. Наружный верх храма украшен полукружиями, вероятно, намекая на старинные кокошники, и легким узором. На углах верха выведено по паре ионических колонн. Над окнами верхней части маленький орнамент с крестом в середине. Алтарь трехабсидный с фризом и оконным орнаментом. Глав пять; все они круглые, на трибунах небольшой, простой рисунок; главная глава выше других; двойная, трибун у нее восьмиугольный. Кресты у всех – прорезные.

Особенностью храма является подцерковье, под трапезою, со стороны реки. С этой стороны и упомянутые 4 колонны трапезного фасада стоят на трех арках. Колокольня храма примыкает к трапезе и имеет три яруса. Второй и третий ярусы круглые и имеют на закруглениях вместо углов по две колонны с коринфскими капителями, поддерживающие небольшой фронтон. Вход в храм через колокольню украшен портиком с парными колоннами коринфского стиля; на капителях в листья аканфа прибавлено по маленькому лепному ангелу.

Таким образом, исследуемый Объект являет собой яркий пример культовой архитектуры Калуги XVIII-XIX вв.

Объект на карте

Дополнительная информация

Библиография:

  1. Голышев Е. А. Калуга XVIII-XXI века: архитектура, стили. Калуга: Эйдос, 2019.
  2. Днепровский-Орбелиани А.С. Зодчество Калужского края с древности до наших дней. 2-е изд., испр. и доп. Калуга: Изд-во научной литературы Н. Ф. Бочкаревой, 2005.
  3. Мигунов А. И. Калуга. Историко-краеведческие очерки. Тула: Приокское книжное издательство, 1978.
  4. Морозова Г.М. Прогулки по старой Калуге. Калуга: Золотая аллея, 1993.
  5. Фехнер М.В. Калуга. Архитектура городов СССР. М.: Государственное издательство литературы по строительству архитектуре и строительным материалам, 1961.