Исследуемый объект — ровесник калужской крепости. По описи 1626 г. он упоминается как деревянная «Церковь Всемилостивейшаго Спаса да Покрова Святей Богородицы», расположен «за городом, в новом остроге, в посаде».
В опустошительном пожаре 1622 г., истребившем почти весь город, храм значительно не пострадал: уцелело не только строение, но и его богатое внутреннее убранство.
В описи 1685 г. он назван уже церковью Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Происхождения Честных Древ. Построенная в стиле русского узорочья каменная церковь по своему облику близка к московским бесстолпным храмам второй половины XVII в.
Каменная Покровская церковь построена между 1685 и 1687 гг. на четыре сажени южнее места, где стояла прежняя деревянная, названная в описи 1626 г. На месте старого здания был установлен каменный столб. При церкви было кладбище, на котором захоронены убитые в войнах с поляками.
В XVIII в. церковь пострадала от пожара, требовался ремонт кровли. В 1790-е гг. в ходе перестройки верх четверика и пятиглавие получили новое оформление, также в стиле русского классицизма переделали и верх колокольни.
К храму принадлежала каменная часовня, построенная в 1823 г., которая находилась на краю Березуевского оврага. По преданию, здесь был большой курган с погребениями.
В 1894 г. в храм была перенесена чудотворная икона Петровской Божией Матери, ранее хранившаяся в семье бывших купцов Сапожниковых, живших в доме рядом с церковью.
8 сентября 1903 г. при храме было организовано церковно-приходское Братство. В 1905 г. Братство направляло свои заботы и деятельность к тому, чтобы оказывать помощь истинно нуждающимся бедным людям как Покровского прихода, так и вне его, и тем самым хотя бы немного облегчить их бедственное положение.
По состоянию на 1910 г., земли при храме было 895 кв. саженей. К храму было приписано 76 дворов, в которых проживало 66 душ мужского пола и 142 – женского.
В 1930 г. церковь была закрыта и с 1935 г. вплоть до 1989 г. использовалась под инкубатор птицеводческой станции, после чего была передана Калужскому отделению Всероссийского музыкального общества. С 1990 г. служила концертным залом. Здание возвращено Калужской епархии Русской Православной Церкви в 1994 г. Церковь вновь освятили 15 марта 1998 г.
Исследуемый храм пятиглавый, одноэтажный. Главы, перестроенные позднее уже в духе XVIII века, поставлены на самых углах церковного корпуса. По северной и южной стороне церкви расположены по три оконца. Средние окна боковых фасадов отличаются от боковых по размерам и деталям. Отделка наличников окон сделана из лекального кирпича. Наличники состоят из колонок с перехватами, которые поддерживают маленькие фронтончики, с украшениями в тимпане. Над окнами сложный карниз, поддерживающий под кровлей ряд декоративных кокошников с килевидным завершением, по пять с каждой из сторон, исключая западную, где их шесть. По углам храма размещены по четыре связанных тонких колонки без капителей. Боковые входы в церковь представляют собой отлогие арки, со свесом посредине, опирающиеся краями на невысокие столбы-кубышки и образующие крытые паперти.
Колокольня – невысокая восьмиугольная, из двух с половиной ярусов. Нижняя четырехгранная часть – более старая, сохранила на себе следы заложенной арки входа в храм из-под колокольни и имеет с боковых сторон оконца, имитирующие храмовые.
Таким образом, исследуемый Объект является собой пример культовой архитектуры Калуги, относящийся к концу XVII-XVIII вв.
Библиография: