Перекресток улиц Кутузова и Вилонова в XVIII в. была оформлена кирпичной Космодемьянской церковью, сломанной в 1790 г. и построенной вскоре в другой части Калуги. Около нее размещалось кладбище, на месте которого позднее возникла жилая застройка.
Жилой дом недалеко от перекрестка построен в 1830-х гг. Билибиными и принадлежал им до 1918 г. На стрелке улиц стояла ротонда, которую Билибины использовали как лавку для торговли металлическими, серебряными и золотыми изделиями, т.к. имели ювелирную мастерскую. Ротонда была разобрана в 1930 г.
Первоначально дом был каменным в первом и деревянным во втором этаже. К этому строительному периоду можно отнести восточную половину сохранившегося здания (кроме лестничной пристройки). Предположительно, во второй половине XIX в. была выстроена западная часть здания. Западная и южная стены второго этажа первоначальной постройки были выложены из кирпича, здание оштукатурено и получило единое декоративное убранство.
Билибины – старинная фамилия, упоминаемая в документах времен Ивана IV Грозного. Родоначальником считается Билиба, который значится в книге «Письма к дозору Ивана Козмича Бегичева и подъячего Ивана Пчелина». Билиба не оставил большого богатства, но его потомки прославились и стали купцами первой гильдии.
В конце XVIII в. купцы Билибины уже вели торговлю не только в Калуге, но и в Санкт-Петербурге и заграницей. В Калуге им принадлежала полотняно- парусная фабрика на 96 станков и Черепецкий чугунно-плавильный завод, который они сдавали в аренду. Наиболее известный Харитон и Галактион Билибины.
У Харитона Билибина было три сына: Иван Харитонович Билибин «большой», Иван Харитонович Билибин «меньшой», Василий Харитонович Билибин. К концу XVIII в. основным наследником богатств Билибиных становится Иван Билибин «Большой», который два избирался калужским городским головой. Иван Билибин «Меньшой» тоже был калужским городским головой, но один раз.
У Галактиона Билибина были сыновья Иван и Никифор. И.Г. Билибин в 1824-1827 гг. был калужским городским головой. В 1826 в качестве депутата от купечества Калуги ездил в Москву на коронацию императора Николая I.
У Ивана Билибина «Большого» было два сына Яков и Иосиф. Я.И. Билибин получил светское воспитание, был ценителем музыки, состоял членом масонского ордена, проживал в Санкт-Петербурге, лично был знаком с императором Александром I. У Я.И. Билибина было одиннадцать детей, все они покинули Калугу и проживали в Санкт-Петербурге. Второй сын, Иосиф Иванович Билибин, потомственный, почетный гражданин Калуги. К нему по наследству перешли фабрики. В 1839 по 1842 гг. И.И. Билибин был городским головой.
К концу XIX в. представители рода Билибиных перешли в разряд мещан и отошли от активной общественной и предпринимательской деятельности.
Билибиным в Калуге принадлежало несколько домов по улицам Театральной, Дарвина и Достоевского. Зданием по улице Пушкина, известным под название «дом Шамиля», также владели Билибины.
В советское время сделаны пристройки к восточному и западному фасадам. Изменены некоторые оконные проемы. Отделка интерьеров сохраняется фрагментарно. В новейшее время здание пострадало от пожара и находится в аварийном состоянии.
Здание представляет собой двухэтажный объем, выходящий главным (южным) фасадом на красную линию застройки ул. Кутузова недалеко от перекрестка, образуемого с ул. Вилонова.
Исследуемое здание кирпичное, второй этаж частично деревянный. Поверхность кирпичных стен оштукатурена на южном, западном и частично восточном фасадах, окрашена, детали декора побелены. К прямоугольному плану основного ядра здания примыкают также прямоугольная со скругленными углами со двора западная и восточная пристройки. Композиция здания складывается из двухэтажного призматического основного объема, крытого четырехскатной кровлей, прорезанного слуховыми окнами, и двухэтажной восточной и небольшой одноэтажной западной пристроек.
Наличие нескольких строительных периодов определяет особенности организации фасадов. Главный фасад делится на три по-разному организованные зоны, разделенные декоративными лопатками. Более старая часть имеет попарно сближение окна, западная часть – с равномерно расположенными световыми окнами. В конце XIX в. их пытались объединить, оформив общим декором и завершив фасад в центре аттиком со слуховым окном. Получившаяся несимметричная композиция, в которой лопатки в центре не соотносятся с аттиком, а заполняют большие простенки между окнами, все же обладает своеобразием. Появившаяся в начале XX в. восточная пристройка добавила к фасаду новую часть в формах модерна.
Декоративное оформление здания имеет, в основном, эклектический характер. Межэтажная тяга усложнена рядом зубчиков. С ним перекликается двойной ряд зубчиков, помещенный под карнизом. Венчающий карниз украшен городчатым поясом. Штукатурная поверхность стен имитирует ленточный руст. Рустованные лопатки декорированы разделкой «под шубу».
Библиография: