Короткой строкой: 01.12«Калужский троллейбус» вышел на 2 новых маршрута
Станьте частью экосистемы с месячной аудиторией в 100 000 человек в VK и Telegram

Дом для железнодорожных служащих, 1914 г.

Калуга, ул. Гоголя, 1
Объект культурного наследия регионального значения

25 января 2024
Фотография из паспорта памятника архитектуры от 1981 г.

Здание построили пленные турки в 1914-1915 гг. Среди строителей дома называют журналиста-революционера Мустафу Субхи (полное имя — Мустафа Субхи Бей Мевлеви Заде), будущего основателя коммунистической партии Турции. Во время Первой мировой войны, в ноябре 1914 г., он оказался в ссылке в Калуге как интернированный турецкий подданный. Предположительно, архитектором мог выступить А. Остроградский.

Во время Первой мировой войны дом использовался как госпиталь для раненых русских солдат. Непродолжительное время в нём размещалась синагога. Одно время дом принадлежал Западному отделению Московской железной дороги. Служило общежитием. Почти до наших дней в одном из помещений располагался железнодорожный архив.

К настоящему времени здание находится в первоначальном облике; в интерьерах произошли незначительные изменения.

Исследуемое здание представляет собой двухэтажный с подвалом и мезонином кирпичный, оштукатуренный объем, расположенный на окраине города, в Завершье. Главным, восточным фасадом оно выходит на красную линию застройки улицы. Западный фасад обращен к р. Яченке. Своими габаритами и ассиметричным сложным объемом памятник резко отличается от окружающей застройки, традиционной для окраинных районов города и несущей черты сельского строительства. Здание эффектно выглядит с другого берега реки благодаря своеобразному силуэту его завершения.

Абрис плана здания отличается сложностью и асимметричностью, что характерно для большинства построек начала XX в., отражающий основной принцип плановых решений своего времени. Схематично план может быть описан следующим образом: два корпуса, из которых северный вытянут по оси север – юг, а южный с востока на запад.

Объемная композиция здания строится по теремному принципу. Каждому элементу плана соответствует самостоятельный объем. Все объемы разновысоки. Все части постройки покрыты высокими скатными кровлями. Наибольшая выразительность, свойственная южному виду памятника, определяется многократно повторенными щипцовыми завершениями «прясел» стены, стилизующими закомарное покрытие древнерусской культовой архитектуры.

Декоративное решение фасадов также стилизует древнерусскую архитектуру. Стены не имеют вертикальных членений. Арочные окна первого этажа и ниши украшены простыми подоконниками на «ножках». Оформление верхнего этажа разнообразнее. Окна и ниши, также арочные, вписаны в аркатурно-колончатый пояс с перехватами. Промежутки между колонными проработаны рядами мелких ширинок. Простенки между окнами южного фасада заняты пучками колонок, утопленных в плоскость стены. Щипцы и стены декорированы орнаментальными вставками наподобие фигурной кирпичной кладки новгородских храмов. Северный и западный фасады практически лишены декора. Вероятно, первоначально фасады были полихромными.

Планировка интерьеров секционного типа. Южный корпус был, видимо, предназначен для железнодорожных служащих. Планировка северного корпуса коридорная. Лестничная клетка расположена в восточной части южного корпуса. Она сквозная, в высоту всех этажей. Два других входа в здание – с юга и запада. Интерьеры отличаются отсутствием декора (по сравнению с оформлением фасадов). Вероятно, отделка помещений не была выполнена по причине начавшейся Первой мировой войны. Подвал, расположенный под частью дома, имеет плоские перекрытия, так же, как и оба этажа.

Объект на карте

Дополнительная информация

Библиография: 

  1. Днепровский-Орбелиани А.С. Зодчество Калужского края с древности до наших дней. 2-е изд., испр. и доп. Калуга: Изд-во научной литературы Н. Ф. Бочкаревой, 2005.
  2. Мигунов А.И. Калуга. Историко-краеведческие очерки. Тула: Приокское книжное издательство, 1978.
  3. Морозова Г.М. Прогулки по старой Калуге. Калуга: Золотая аллея, 1993.