Короткой строкой: 01.12«Калужский троллейбус» вышел на 2 новых маршрута
Станьте частью экосистемы с месячной аудиторией в 100 000 человек в VK и Telegram

Главная церковь Казанского Девичьего монастыря

Калуга, Монастырский пер., 1
Объект культурного наследия регионального значения

19 февраля 2024
Фото с сайта pastvu.com

По исследованиям дореволюционных краеведов Казанский девичий монастырь возник в виде общины вскоре после Смутного времени. В начале, возможно, насельницы не имели своего храма, а ходили в ближайший приходской храм в честь пророка Илии. Первый храм в обители был построен приблизительно в 1629-1645 гг., в царствование первого царя из Дома Романовых – Михаила Федоровича. Главный престол был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. Придел в честь прп. Алексия, человека Божия, в каменной трапезной церкви был устроен «иждивением Иоанна и Петра Алексеевичей».

Монастырь был своекоштным, с введением штатов – третьеклассным.

По доношению преосвященнейшего Платона, архиепископа Московского, в 1757 г. в монастыре был каменный храм с приделом Алексия, человека Божия, 20 деревянных келий и деревянная же ограда. Положение обители в те времена было довольно скудным. «Хлебной и на церковные потребности дачи никакой не отпускалось, крестьян и угодий за монастырем не было, а за теснотою земли под монастырскими постройками у обители не имеется свободного места даже для посадки овощей. Не имея никаких других доходов, игумения с сестрами питались с самою крайнею нуждою, более мирскими даяниями».

Епископ Филарет (Амфитеатров) в 1820-1821 гг. писал в столицу: «В Калужской епархии состоит только один женский монастырь внутри города Калуги. Местное положение его так тесно, что живущие в нем сестры с великим трудом едва могут помещаться...»

В 1823 г. при игумении Августе в трапезной пристройке был устроен с севера придел в честь Ченстоховской иконы Божией Матери.

Из очерка Алексея Знаменского в Калужских Губернских ведомостях за 1889 год № 55 мы узнаем, что «все постройки кроме храма внутри монастыря были деревянные, а в плане города монастырь значился каменным, поэтому 11 ноября 1828 года игумения Ангелина шлет прошение «Его Превосходительству Господину Калужскому Губернатору» изменить план города в квартале, где расположен монастырь, разрешить деревянные постройки внутри ограды монастыря. Игумения ссылается на то, что монастырь находится под горой, отделен каменной оградой и зеленью, все кельи деревянные, большинство их является личной собственностью монахинь, которые ни сил, ни средств перестраивать келии не имеют. Игумения Ангелина просит разрешения и далее строить деревянные келии, как более пригодные для жизни больных и престарелых монахинь. На что она получила милостивое разрешение».

При игумении Ангелине (Яновской) на рубеже XIX-XX вв. началось строительство нового трехпрестольного храма, для чего старый был разобран.

Освящение соборного монастырского храма состоялось 6 июля 1903 г. По описанию дореволюционного краеведа Д.И. Малинина «Стиль здания – византийский с пятью куполами, из коих средний 11 аршин в диаметре. Купол поддерживается четырьмя столбами, арки высокие. На западной стороне – хоры. Иконостас четырехъярусный, живопись современная».

В 1915 г., во время торжеств, посвященных 400-летию преставления праведного Лаврентия Калужского, будущая святая прмц. вел. кн. Елисавета Феодоровна почтила своим присутствием Казанский девичий монастырь.

После революции монастырь, ликвидированный декретом рабочее-крестьянского правительства в 1918 г., был восстановлен монахинями под видом 1-ой женской трудовой артели. В 1922 г. монастырь был упразднен, все 118 проживавших там монахинь выселены в двухнедельный срок.

В дни фашистской оккупации Калуги немцы устроили на территории монастыря гетто, которое при отступлении подожгли, и все деревянные келии сгорели.

В 1992 г. сформировалась община верующих. В 1995 г. Священный Синод благословил открытие Казанского девичьего монастыря. Здание соборного монастырского храма в честь Казанской иконы Божией Матери монастырю не передано.

Исследуемое здание формирует фронт застройки переулка Монастырского. Основной объём храма представляет собой характерный пример псевдовизантийской архитектуры конца XIX в., а трапезная – пример классицизма начала XIX в.; здание представляет из себя крестово-купольный, пятиглавый, прямоугольный в плане храм с трапезной и поздней советской пристройкой к восточному фасаду храма (пристройка не является предметом охраны).

Церковное здание выполнено из кирпича, пятиглавое (со сферическими главами на световых барабанах), двухсветное, прямоугольное в плане (вытянуто по оси восток-запад, с двумя узкими крыльями, фланкирующими западный фасад). Церковь имеет ризалиты по всем фасадам на осях центральных нефов. Кирпичная, двухсветная, прямоугольная в плане (вытянута по оси север-юг) трапезная увенчана сферической главкой без барабана, с примыкающим с запада, прямоугольным в плане, двухэтажным притвором.

Таким образом, исследуемый Объект представляет собой пример церковной архитектуры Калужская края начала XX в. в стилистике неовизантизма.

Объект на карте

Дополнительная информация

ОКН поставлен на государственную охрану Решение исполнительного комитета Калужского областного совета народных депутатов от 04.02.1991 № 35 «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры».

 

Библиография:

  1. Голышев Е. А. Калуга XVIII-XXI века: архитектура, стили. Калуга: Эйдос, 2019.
  2. Днепровский-Орбелиани А.С. Зодчество Калужского края с древности до наших дней. 2-е изд., испр. и доп. Калуга: Изд-во научной литературы Н. Ф. Бочкаревой, 2005.
  3. Коробцов С. Храмы земли Калужской. Калуга, 2012.
  4. Мигунов А.И. Калуга. Историко-краеведческие очерки. Тула: Приокское книжное издательство, 1978.
  5. Морозова Г.М. Прогулки по старой Калуге. Калуга: Золотая аллея, 1993.
  6. Фехнер М.В. Калуга. Архитектура городов СССР. М.: Государственное издательство литературы по строительству архитектуре и строительным материалам, 1961.