Короткой строкой: 01.12«Калужский троллейбус» вышел на 2 новых маршрута
Станьте частью экосистемы с месячной аудиторией в 100 000 человек в VK и Telegram

Городская усадьба Ципулина, конец XIX - начало XX вв.

Калуга, ул. Подвойского, д. 3
Объект культурного наследия регионального значения

26 января 2024
Фото с сайта pastvu.com

Усадьба И.К. Ципулина находится в центре Калуги, вблизи реки Оки, среди 1-2-этажной застройки, относящейся по преимуществу к концу XVIII – началу XX вв.

Домовладение в самом начале современной улицы Подвойского с давних пор принадлежало старинному калужскому роду Долговых. В переписи 1816 г. в Воробьевской слободе под № 40 значился купец Алексей Семенович Долгов (ок. 1754 – 1834), имеющий торг железом. Он прожил большую жизнь, 80 лет. По завещанию в 1834 г. его наследниками оказались не сыновья, а внуки Алексей, Григорий, Тихон и Николай Долговы.

Исследуемый дом был построен Иваном Кузьмичом (Козьмичом) Ципулиным (1825-1901) – родоначальником калужской купеческой династии Ципулиных. В 1873 г. он создал на паях довольно крупное пароходство для пассажирских и грузовых перевозок по Оке, маршруты которого пролегали до Серпухова и Каширы на востоке и до Белева на юге. К концу XIX в. купец 1-й гильдии И.К. Ципулин стал единоличным владельцем пароходства. Иван Кузьмич был видным общественным деятелем, меценатом и благотворителем. В 1883 г. он стал гласным Калужской городской Думы, в 1885 г. – калужским городским головой, единственный из калужских градоначальников избирался на эту должность четыре раза подряд и прослужил на ней 16 лет вплоть до самой смерти.

По инициативе Ципулина в Калуге разместилось управление Сызрано-Вяземской железной дороги, была открыта городская библиотека, построено здание для военного лазарета, сооружен первый водопровод, активно велось строительство водопровода и канализации, электрификация, асфальтирование и озеленение улиц, облагораживание рыночных площадей, ремонт дорог и домов.

Деятельность Ципулина на посту калужского городского Головы неоднократно отмечалась правительством. Иван Кузьмич был награжден 3 золотыми и 2 серебряными медалями, орденами Св. Анны III и II степеней, Св. Станислава II степени, Св. Владимира I степени. За заслуги перед отечеством он был награжден личным именным оружием – серебряной шпагой, а за особые труды на благо города возведен в звание потомственного почетного гражданина Калуги.

В 1867 г. И.К. Ципулин приобрел усадьбу на Покровской улице (ныне Подвойского), числившуюся по адресу: 1-я часть, 1-й квартал, № 10. В усадьбе имелись выстроенные ранее дом и надворные постройки. Долгое время семья Ципулиных жила в старом доме.

Новый, существующий дом, судя по значительному повышению в 1890-х гг. стоимости дома в этом имении И.К. Ципулина, отмеченному в налоговых ведомостях, и другим историческим сведениям, был построен им после 1892 г. Возможно, автором проекта дома явился Николай Викторович Сытин (1867 – 1923), который с 1897 по 1910 гг. исполнял обязанности архитектора по постройке зданий Калужского епархиального ведомства.

Были перестроены и другие здания и сооружения усадьбы. Судя по стилистическим признакам и строительным особенностям, перестраивались они не одновременно. Если восточный флигель и ограда с воротами возводились, очевидно, почти одновременно с главным домом, то западный флигель строился позднее, в начале XX в., возможно, уже после кончины И.К. Ципулина.

По некоторым источникам, в конце XIX века в усадьбе, находившейся недалеко от пристани, стала располагаться контора пароходства.

В 1901 г. имение унаследовал сын Ивана Кузьмича Иван Иванович Ципулин. В связи с изменением в административном делении города дом считался по адресу: 2-й часть, 5-й околоток, № 10. Ципулины владели имением до революции. Затем оно перешло к государственному предприятию «Московское речное пароходство», и в доме и флигелях разместились квартиры.

В 1994 г. это предприятие было преобразовано в ОАО «Московское речное пароходство». Постепенно все квартиры в постройках усадьбы были приватизированы.

Усадьба И.К. Ципулина расположена на северной стороне улицы Подвойского, ближайшей к реке Оке, недалеко от бывшей пристани и переправы через Оку. Занимает компактный участок площадью почти 0,5 га. Главный дом и ограда с воротами формируют нарядный фасад комплекса и участвуют в создании облика улицы.

Усадебный комплекс представляет собой периметральное построение зданий и сооружений, образующих двор. К главному дому примыкает в глубине двора западный флигель, с которым, в свою очередь, связан через переход восточный флигель. Эти здания формируют Г-образную в плане структуру, которую дополняет в образовании двора перестроенный сарай на восточной стороне усадьбы.

Таким образом, исследуемый Объект являет собой пример городской жилой усадьбы Калуги, относящейся к XIX в.

Объект на карте

Дополнительная информация

Библиография: 

  1. Голышев Е. А. Калуга XVIII-XXI века: архитектура, стили. Калуга: Эйдос, 2019.
  2. Днепровский-Орбелиани А.С. Зодчество Калужского края с древности до наших дней. 2-е изд., испр. и доп. Калуга: Изд-во научной литературы Н. Ф. Бочкаревой, 2005.
  3. Мигунов А.И. Калуга. Историко-краеведческие очерки. Тула: Приокское книжное издательство, 1978.
  4. Морозова Г.М. Прогулки по старой Калуге. Калуга: Золотая аллея, 1993.
  5. Фехнер М.В. Калуга. Архитектура городов СССР. М.: Государственное издательство литературы по строительству архитектуре и строительным материалам, 1961.

Здесь в конце 1920-х годов велись съемки эпизодов фильма, известного под названием «Крупная неприятность», другое название — «Золотая колесница». Режиссерами картины были М. Каростин и А. Попов, сценаристы — И. Гордон и А. Попов, оператор — В. Солодовников. Производство СОЮЗКИНО, 1930.