Короткой строкой: 01.12«Калужский троллейбус» вышел на 2 новых маршрута
Станьте частью экосистемы с месячной аудиторией в 100 000 человек в VK и Telegram

Каменный мост, 1785 г.

Калуга, ул. Пушкина
Объект культурного наследия федерального значения

21 февраля 2024
Фото с сайта pastvu.com

Мост был построен в 1785 г. при первом губернаторе Калужского наместничества М.Н. Кречетникове (1729-1793).

Проект моста разработан архитектором Петром Романовичем Никитиным в стиле русского классицизма. Строительство началось в 1777 г., и продолжалось до 1780 г. Длина конструкции около 160 метров, высота около 20 метров. Мост опирается на 15 крупных каменных арок, три центральные арки сделаны в 2 этажа. Высота моста здесь достигает 23 метров. Мост обошёлся городу в 12700 рублей. В XVIII–XIX веках Каменный мост служил смотровой площадкой, с которой можно было полюбоваться видом Оки и правого берега, арками Присутственных мест и Троицким собором.

Каменный мост приспособили под гужевой транспорт, и по нему пустили упряжки. На строительство ушло 1,5 миллиона тонн кирпича. Каменный мост соединил две стороны Березуйского оврага.

После окончания строительства возле моста было построено 28 каменных торговых лавок. В 40-х гг. XIX в. их разобрали и заменили чугунными коваными решетками. В 1870-е гг. требовалось капитальное «исправление» моста, однако необходимую на это сумму найти не смогли и решили закрыть по нему проезд.

Овраг, через который проходит каменный мост, укреплён насаждениями по распоряжению губернатора Смирнова. По дну оврага протекал ручей Березуйка. В 1901 г. газета «Калужские губернские ведомости» писала: «Каменный мост, краса всего города Калуги и его собственность, долгое время находившийся в ведении и на попечительстве губернского земства, а ныне передаваемый обратно городу, доведён до такого плачевного состояния, что требуется срочный капитальный ремонт».

В 1910 г. дорожное полотно было залито железобетоном.

В 1975 г. мост собрались ремонтировать (признали непригодным для эксплуатации), но из государственного бюджета деньги не поступили; повторная экспертиза выявила его пригодность к дальнейшему использованию. В 2009-2010 гг. мост был отремонтирован.

Таким образом, исследуемый Объект являет собой редкое для страны сооружение, решенное в стилистике архитектурного классицизма.

Объект на карте

Дополнительная информация

ОКН поставлен на государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР».

Библиография:

  1. Малинин Д.И. Калуга. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. Калуга: Золотая аллея, 2004. С. 48.
  2. Трефилов В.В. Земля Калужская, благословенная. История. Калуга: Золотая аллея, 2012. С. 204-205.
  3. Фехнер М.В. Калуга. М., 1971.С. 66-67.
  4. Фридгельм В. Н. Калужский Березуй (опыт документального описания). Калуга: Фридгельм, 2004. С. 6.