Впервые Успенская церковь упоминается в описи 1685 г. и значится деревянной с шестью колоколами в Ямской слободе. До революции, храм в честь Успения Пресвятой Богородицы называли Успенским храмом «за верхом», что означает «за оврагом».
Изначально улицу, которая шла от храма называли Успенская. Потом её несколько раз переименовывали. В 1912 г. она называлась Мясницкая; сейчас – Достоевского.
В 1754 г. на том же месте начато строительство каменного здания, которое в итоге было освящено освящена 4 мая 1762 г. В 1783 г. расписан алтарь Колокольня Успенского храма была построена в 1769 г., а в 1799 г. перестроена.
В храме имелось два придела: во имя Николая Чудотворца (1757 г.) и пророка Аввакума. Оба придела перестраивались: придел во имя Николая Чудотворца в 1836 г., а придел пророка Аввакума в 1844 г. (по другим данным приделы были перестроены в 1834 г.).
В 1936 г. храм был закрыт и переоборудован в швейные мастерские. В период Великой Отечественной войны в октябре 1941 г. они были сожжены. В 1968 г. бывшее церковное здание было отремонтировано; здесь разместились Калужские научно-производственные реставрационные мастерские.
25 ноября 1998 г. Успенский храм был передан Калужской епархии на основании распоряжения Министерства культуры Российской Федерации и Министерства имущества Российской Федерации; проводились ремонтно-реставрационные работы.
Успенская церковь пятиглавый, 4 главы на углах церкви, на трех сторонах верхи выдались полукругом, наподобие закомар; в каждом полукружии изображена храмовая икона (Успения, св. Николая и пр. Аввакума). Главы церкви луковичнообразные; пятая глава более других и посажена на двойном трибуне, который внизу имеет вид восьмигранника с ликом святого на каждой грани, а потом после покрытия круглым «обломом» становится круглым с желобками и перехватом перед главой.
Колокольня скомпонована четырехугольной, с преобладанием угловатых и четырехугольных форм во всем корпусе, так что обработка ее кажется вычурной. На втором ярусе с каждой стороны поставлено по портику, сильно выдавшемуся вперед, а в образовавшихся от этого глубоких углах поставлено по тосканской колонне. В третьем ярусе четырехугольные колонны (пилястры), но уже без фронтонов; они искусно связаны вырезом кровли, украшенным зубчиками; на углах колонн не поставлено, но симметрия достигнута рядом продольных складок.
Таким образом, исследуемый Объект являет собой образец колокольни, построенной в стилистике барокко во второй половине XVIII в.
Библиография:
Прошлый адрес: Калуга, ул. Подвойского, 17.