Короткой строкой: 01.12«Калужский троллейбус» вышел на 2 новых маршрута
Станьте частью экосистемы с месячной аудиторией в 100 000 человек в VK и Telegram

Мастерская И.Р. Комарова, нач. XX в.

Калуга, ул. Московская, 5
Объект культурного наследия регионального значения

19 февраля 2024
Фото с сайта pastvu.com

В 1910 г. при участии калужского городского архитектора Василия Дмитриевича Виноградова для калужского купеческого старосты Ивана Романовича Комарова была построена мастерская с магазином.

С реформами Александра II купцы получили самоуправление и право решать свои вопросы на специальных купеческих собраниях, которые стали проводиться регулярно с согласия губернатора. Ежегодно выбирался купеческий староста путем тайной баллотировки; кандидатуру последнего утверждал губернатор. Купеческий староста выдвигал двух товарищей, за которых также проводилось голосование. Товарищи купеческого старосты составляли гильдейские списки, вели бухгалтерию.

С 1909 по 1917 гг. купеческим старостой города Калуги был Иван Романович Комаров. Константин Михайлович Афанасьев в своей работе «Калужская летописная хроника ХХ века в зеркале периодической прессы» рассказывает: «...Довольно жить поговоркой «всякий Демид себе норовит», пора и о соседе подумать, сказал калужский купеческий староста Иван Романович Комаров, услышав об организации Российского взаимного общества купцов, фабрикантов и заводчиков для содействия развитию их торговых сношений и оборотов капитала. Он выступил в думе с предложением, чтобы калужские купцы и фабриканты могли пользоваться взаимным кредитом, чтобы для них открылись торгово-промышленные учебные заведения и чтобы был особый чиновник в губернии по делам купечества. Призыв был выслушан с интересом...»

Исследуемое здание представляет собой прямоугольный, двухэтажный, каменный объем; западным фасадом выходит на ул. Московскую. По архитектурно-стилистическим и планировочным особенностям здание решено в стилистике эклектики.

Главный (западный) фасад включает семиосную плоскость и выступающий ризалит входной группы. В уровне первого этажа фасад рустован. Окна первого этажа прямоугольные; второго этажа – вверху скругленные. Наличники на окнах каменные, простого профиля; наличники окон второго этажа увенчаны замковым камнем; соединены между собой декоративной лентой; ниши под окнами содержат филенки. Входной ризалит богато декорирован. В уровне второго этажа устроен декоративный балкон (ограждения утрачены). Вход на балкон украшен двумя колоннами, поддерживающими треугольный аттик; нижняя часть балкона поддерживается декоративными кронштейнами. Над входным ризалитом установлена высока кровля, увенчанная шатром; по фасадам декоративные окна-люкарны. Прямоугольный аттик и угловые тумбы украшают и основную часть здания в уровне конструкции крыши.

Таким образом, исследуемый Объект представляет собой пример жилой архитектуры Калуги, относящийся к началу XX в.

Объект на карте

Дополнительная информация

ОКН поставлен на государственную охрану Решением исполнительного комитета Калужского областного совета народных депутатов от 04.02.1991 № 35 «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры».

Библиография:

  1. Афанасьев К.М. Калужская летописная хроника XX века в зеркале периодической прессы. Калуга: Издательство Н.Ф. Бочкаревой, 2005.
  2. Голышев Е. А. Калуга XVIII-XXI века: архитектура, стили. Калуга: Эйдос, 2019.
  3. Днепровский-Орбелиани А.С. Зодчество Калужского края с древности до наших дней. 2-е изд., испр. и доп. Калуга: Изд-во научной литературы Н. Ф. Бочкаревой, 2005.
  4. Малинин Д.И. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. Калуга: Золотая аллея, 2004.
  5. Мигунов А.И. Калуга. Историко-краеведческие очерки. Тула: Приокское книжное издательство, 1978.
  6. Морозова Г.М. Прогулки по старой Калуге. Калуга: Золотая аллея, 1993.
  7. Продувнов В.Е. Это моя Калуга: Страницы истории. Калуга: Изд-во Н. Ф. Бочкаревой, 2000.
  8. Фехнер М.В. Калуга. Архитектура городов СССР. М.: Государственное издательство литературы по строительству архитектуре и строительным материалам, 1961.