Здание Троицкого собора расположено в северной части Центрального Городского парка культуры и отдыха, является высотной доминантой и центром композиции ансамбля Присутственных мест.
Деревянная церковь во имя Троицы Живоначальной была построена в Калуге в XVI в. Одно из первых упоминаний о ней содержится в Новом летописце и связано с захоронением тела Лжедмитрия II в 1610 г.: «...его жь вора взяша и погребоша честно въ соборной церкве у Троицы». В 1619 г. здание церкви сгорело во время разорения города запорожцами и было восстановлено только в 1626 г. на средства боярина Романова. Однако оно быстро пришло в ветхость, и вместо него в 1686 г. боярыней А.П. Хитрово был построен собор из белого камня, ставший первым каменным строением в городе. Данное здание было разобрано в 1808-1811 гг.
В 1786 г. по повелению Екатерины II к северу от обветшавшего храма заложили новый, на строительство которого она выделила 30 тыс. рублей. Автором проекта был Пётр Никитин. К 1788 г. был готов фундамент собора и возведён цоколь, но из-за войны строительство было приостановлено. В 1800 г. цоколь было предложено разобрать, а на фундаменте возвести храм во имя апостолов Петра и Павла. На это дело были собраны средства, но дальнейшего развития идея не получила.
Строительство Троицкого собора возобновилось по проекту, составленному И.Д. Ясныгиным в 1803 г. на основе уже возведённых частей. Оно было приостановлено на несколько лет из-за сомнений в правильности конструкции купола диаметром около 17 м, при том что у строившегося в то же время Казанского собора в Санкт-Петербурге купол планировался диаметром только 14,5 м. Когда Ясныгин доказал правильность своих расчётов, сооружение храма было продолжено и завершилось в 1811 г., после чего начались работы по внутренней отделке.
Первый иконостас собора в духе классицизма, заказанный губернатором Андреем Львовым в Москве, был спроектирован архитектором Матвеем Казаковым и выполнен мастером Дмитриевым (сгорел во время Отечественной войны 1812 г. в Москве, так и не быв установленным). Через год Дмитриев повторно изготовил иконостас, работая уже в Калуге, и в 1814 г. тот был установлен в церкви. Роспись собора была частичной. Основное пространство стен было отделано под искусственный мрамор с небольшим лепным пояском по периметру храма.
10 (22) апреля 1819 г собор был освящен. Главный престол храма освящен в честь Живоначальной Троицы, северный придел - в честь Тихвинской иконы Божией Матери; южный - в честь Калужской иконы Божией Матери.
С 1866 г. в соборе хранилось знамя Азовского пехотного полка, спасённое знаменосцем Семёном Старичковым при попадании в плен к французам в 1805 г.
В 1894 г. по инициативе губернатора Александра Булыгина вокруг собора был разбит сквер, названный «Владимирским» в честь посещения Калуги великим князем Владимиром Александровичем с супругой в 1888 г. Сквер обустраивался при непосредственном участии начальника Калужской полиции Е.И. Трояновского, который спланировал посадку деревьев и наметил дорожки. Под руководством полицмейстера в симметричном порядке были посажены молодые хвойные деревья, Соборная площадь была обнесена сквозной железной решеткой, а при четырех въездах на площадь поставлены чугунные фонари и скамейки.
В дореволюционное время кафедральный собор обнесен тесно примыкающей к стенам колоннадой из тосканских колонн, на углах располагаются пилястры. В промежутках между колоннами, в верхней части, помещены священные изображения небольших размеров. Боковые входы украшены фронтонами на шести колоннах, во фронтонах - росписи на темы из священной истории. Купол храма, увенчанный крестом, возведен в византийском стиле в форме полушария.
Сначала колокольня связывалась с храмом колоннадой, но во время ремонта в 1912 г. была произведена пристройка, соединившая колокольню с храмом. Второй этаж этой пристройки занимают просторные хоры. Колокольня четырехъярусная, первый ярус с портиками на четырех колоннах с каждой стороны. Второй ярус восьмиугольный, чтобы сделать переход к третьему круглому ярусу, в угловых углублениях расположены колонны с капителями. В четвертом, небольшом круглом ярусе устроены часы с циферблатом на четыре стороны. Около циферблата, с боков, на каждой стороне поставлено по ионической колонне. Колокольню венчает длинный шпиль.
Собор закрыт в 1924 г. В 1924 г. была создана комиссия из представителей советской власти, которой было поручено выяснить «возможность использования помещения собора в культурно-просветительских целях". Эта комиссия провела осмотр здания и пришла к заключению, что его можно приспособить под Дом народных собраний, но для этого нужно было заставить прихожан добровольно отказаться от собора. В соответствующем акте было зафиксировано, что здание не имеет художественной ценности, а «в смысле архитектуры памятника ценность его заурядна». Единственное, что заслуживало внимания и сохранения, по мнению комиссии, это «казаковский» иконостас, но и его, наряду с другими «предметами культа», нужно было удалить из помещения.
Приспособление собора под культурно-просветительское учреждение проходило медленно и непоследовательно: власти не могли окончательно остановить выбор на конкретном учреждении культуры, какое можно было бы разместить в здании (Дом народных собраний, клуб, театр, летний театр). Не хватало средств, строительных материалов, не был готов проект приспособления.
В 1930-е гг. внутренняя отделка и иконостас были вывезены в Москву.От решения взорвать храм советские власти остановило отсутствие средств на разбор завалов, образовавшихся бы в этом случае.
В дальнейшем здание служило Домом обороны, кинотеатром, зверинцем, выставочным залом, спортшколой. В первые годы войны в нём хранили боеприпасы. При отступлении советских войск в октябре 1941 г. здание подожгли.
1 июня 1943 г. городской парк с собором был безвозмездно передан горисполкомом в распоряжение фронтового Эвакуационного пункта. 14 декабря 1943 г. была произведена проверка Парка культуры и отдыха, в том числе был осмотрен и собор: «Здание собора полуразрушено, штукатурка обвалилась, деревянные части сожжены, отопительная и водопроводная системы разрушены; от собора сохранились только стены», - говорится в передаточном акте. В момент обследования собор был занят госпиталем под склад, подвалы использовались под овощехранилище.
До 1950-х гг. Троицкий собор пустовал. В феврале 1952 г. на 8-й сессии при обсуждении работы культурно-просветительских учреждений города был поднят вопрос о соборе и в результате принято решение «оборудовать здание бывшего собора в парке культуры и отдыха под культурно-просветительское учреждение».
В 1954 г. Управлением по делам архитектуры при Совете Министров РСФСР и Областным отделом по делам архитектуры было принято другое решение - о восстановлении здания собора под архив. Но до конца 50-х гг. здание собора так и не ремонтировалось.
С 1960-х гг. до 1990 г. в соборе располагалась спортивная школа. 25 мая 1990 г. Облисполком принимает решение № 204 «Об изменении использования памятника архитектуры в г. Калуге Троицкого собора» и переоборудовании его под концертный зал. Однако уже в июле 1991 г. собор был возвращён в собственность Калужской епархии Русской Православной церкви.
К 1997 г. приведены в надлежащее состояние кресты, центральный купол и шпиль колокольни, отреставрированы и оштукатурены внутренние стены; завершена внешняя отделка, внутри расписан центральный купол. 24 августа 1999 г. собору присвоен статус кафедрального. В начале 2000-х гг. здание собора приведено в надлежащее техническое состояние.
Таким образом, Троицкий собор является ярким образцом церковной архитектуры Калуги и одним из древнейших храмов, ведущих свою историю с XVI в.
Поставлен на государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР».
Библиография: