Короткой строкой: 01.12«Калужский троллейбус» вышел на 2 новых маршрута
Станьте частью экосистемы с месячной аудиторией в 100 000 человек в VK и Telegram

Здание мастерских железнодорожного техникума, где в 1923-25 годах работал К. Э. Циолковский

Калуга, ул. Вилонова, 11
Объект культурного наследия регионального значения

19 февраля 2024
Фото с сайта pastvu.com, опубликованное Юрием Юрьевым

Современная улица на отрезке от Воскресенской до Луначарского раньше называлась Черновским переулком. Название ему дала фамилия купцов, скотопромышленников Черновых, у которых в этой части города было несколько домов и земельных участков. Представитель этой династии А.М. Чернов привез из Англии четыре циферблата часов с часозвоном для установки их на колокольню построенного Свято-Троицкого собора, а М.И. Чернов пожертвовал колокол в 555 пудов.

В 1855 г. купец Василий Андреевич Чернов передал несколько домов располагавшихся в Черновском переулке (ныне ул. Вилонова) детскому приюту. Приют открыли в 1861 г. 

5 февраля 1878 г. Министр путей сообщения России генерал-адъютант граф Константин Николаевич Посьет утвердил устав Калужского железнодорожного технического училища. Здания приюта были выкуплены для организации училища. В начале XX в. здания объединили в единое двухэтажное, в стилистике модерна, с куполом над вестибюлем. Здание, включавшее в себя старые дома купцов Черновых, стало вместительным, двухэтажным в виде буквы «П». Проект перестройки разработан Иваном Устиновичем Цыганенко, служившим в начале XX в заведующим гражданскими сооружениями Сызрано-Вяземской железной дороги.

Изначально училище предназначалось для подготовки железнодорожных специалистов подвижного состава, движения, пути и связи. Обучались в нем  в основном дети небогатых горожан. Его выпускники направлялись в Калужские Главные железнодорожные мастерские, паровозное депо и управление дороги. О высоком уровне подготовки специалистов говорит тот факт, что училище регулярно принимало участие в выставках творческих работ учащихся технических учебных заведений России, а в 1902 г. удостоилось чести участвовать в международной выставке в Чикаго.

В училище прошел курс обучения знаменитый Михаил Заводской (Никифор Ефремович Вилонов).

В училище преподавал К.Э. Циолковский. Железнодорожное училище имело мастерские, где в 1896 г. преподаватель Дмитрий Иванович Литвинов помогал Циолковскому точить болванки для моделей дирижабля.

После революции училище было преобразовано в техникум. В 1920 г. он отнесен к числу ударных учебных заведений НКПС по подготовке кадров. В 1934 г. за успехи в подготовке высококвалифицированных кадров техникуму было вручено Красное знамя. Великая Отечественная война не остановила деятельности техникума. Многие его студенты были задействованы на строительстве оборонительных сооружений Москвы, а само учебное заведение было эвакуировано под Новосибирск, где продолжался учебный процесс. Во время войны в левое крыло здания, в выступающую к улице его часть, попала немецкая бомба. В 1943 г. его восстановили силами студентов.

После окончания войны, в 1945 г., Министерство путей сообщения поручает Калужскому техникуму, имевшему опыт подготовки специалистов по автомоторному подвижному составу, начать обучение техников-механиков для тепловозного хозяйства.

В настоящее время исследуемое здание используется филиалом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I в городе Калуге. Исследуемое здание имеет сложную форму, включая несколько объемов: центральный трёхэтажный объем, в плане близкий к квадрату с запада и востока к указанному центральному объему ортогонально примыкают два боковых трёхэтажных прямоугольных крыла.

Главный южный фасад центрального объёма симметричен, в центре данного фасада расположен ризалит с закруглёнными углами, форма плана ризалита стилистически отсылает к формам барокко в рамках историзма XIX в. Ризалит артикулирован тремя осями проемов; над входной группой на втором этаже ризалита расположен балкон, акцентирующий входную группу; балкон опирается на два мощных боковых кронштейна, на углах балкона расположены парапетные тумбы; ограждение балкона кованное, оформленное волютами.

Западный и южный фасад восточного крыла центрального объёма, восемь осей, а также восточный и южный объёмы западного крыла центрального объёма оформлены тождественно вышеописанным боковым частям центрального объема.

Таким образом, исследуемое здание представляет собой пример административной архитектуры Калуги рубежа XIX-XX вв.

Объект на карте

Дополнительная информация

В 1898-1901 гг. здесь учился революционер Н. Е. Вилонов. В 1905 г. в здании располагался штаб боевой дружины РСДРП.

ОКН поставлен на государственную охрану Решение исполнительного комитета Калужского областного Совета народных депутатов от 04.02.1991 № 35 «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры».

 

 

Библиография:

  1. Голышев Е. А. Калуга XVIII-XXI века: архитектура, стили. Калуга: Эйдос, 2019.
  2. Днепровский-Орбелиани А.С. Зодчество Калужского края с древности до наших дней. 2-е изд., испр. и доп. Калуга: Изд-во научной литературы Н. Ф. Бочкаревой, 2005.
  3. Мигунов А.И. Калуга. Историко-краеведческие очерки. Тула: Приокское книжное издательство, 1978.
  4. Морозова Г.М. Прогулки по старой Калуге. Калуга: Золотая аллея, 1993.
  5. Фехнер М.В. Калуга. Архитектура городов СССР. М.: Государственное издательство литературы по строительству архитектуре и строительным материалам, 1961.