Короткой строкой: 01.12«Калужский троллейбус» вышел на 2 новых маршрута
Станьте частью экосистемы с месячной аудиторией в 100 000 человек в VK и Telegram

Колонка редактора: климат в городе

Городская среда должна учитывать климатические особенности и помогать с ними бороться

16 октября 2023

Эта колонка выходит осенью, когда жители города еще продолжают «битву за тепло» (цитата с одной из городских планерок) и стараются улучшить климат в отдельно взятых квартирах, давайте посмотрим, как можно учесть разные климатические особенности в городской среде. 

Обсуждения, связанные с темой климата, обывателем по привычке воспринимаются чем-то далеким и не вполне доступным — примерно уровня ООН, где много чего обсуждают, но ничего не решают. Однако в городе есть и свой микроклимат. Он тоже сильно изменился в последние годы из-за активного строительства, повышением плотности населения, увеличением числа автомобилей, сокращения количества городских деревьев и общего повышения уровня жизни. И не всегда это хорошие, правильные изменения. Интересно, что в стратегических документах вообще не учитывается возможное влияние дейтельности человека на климат — калужских генплан подразумевает, что природные факторы неизменны и при этом описывает их довольно неконкретно, с большим разбросом. 

Хоть Калуга и находится в районе с в целом благоприятными условиями для строительства, погода в регионе далека от идеальной. Но приспособиться к ней вполне можно, если держать в уме важную цель работы с городской средой – комфорт находящегося на улице человека. Это задача, которую необходимо решить проектировщику. Они, конечно, привлекаются к вопросам благоустройства не так часто, как хотелось бы, но ситуация постепенно меняется. В городах России уже применяются передовые мировые практики, и Калуга тоже начинает их потихоньку заимствовать.

Главная угроза комфорту — вода (во всех агрегатных состояниях). Это лужи, грязь, разрушение дорог и подтопление фундаментов. Чем больше в городе водонепроницаемых покрытий вроде асфальта и плитки, тем больше воды приходится уводить в ливневки. А ливневая канализация, конечно, не рассчитана на такой объем воды. Теоретически можно построить ливневку побольше, но вода необходима городской экосистеме, а значит, отведенную воду приходится вновь в нее возвращать — поливать растения, например. Чтобы избежать перерасхода, рациональнее планировать, чтобы между закрытыми пространствами были участки открытой земли. Причем лучше, если они будут покрыты зелеными насаждениями. Таким образом, природа сделает часть работы за людей: растения будут получать воду естественным путем, а деревья создадут тень и станут источником кислорода — все в выигрыше. 

Солнце тоже способно подпортить жизнь, если приходится находиться на открытом пространстве или ходить пешком в безоблачную ясную погоду. К счастью для нас, солнце в центральной части страны не стоит в зените, а улицы почти всегда имеют теневую сторону. В общественных пространствах, особенно, больших, начали появляться перголы, под которыми можно спрятаться от солнца и непогоды. Но этого мало — в летний зной, когда поиск очередной «зебры» превращается в сафари, становится ясно, что городу нужно больше пешеходных переходов. 

При планировании застройки также необходимо анализировать распределение ветра. Этим часто пренебрегают, что приводит к удручающим результатам: в некоторых районах города дверь в подъезд способен открыть только очень сильный человек, а проветривание квартиры может привести к маленькому урагану. Существуют специальные компьютерные программы, которые позволяют рассчитать оптимальную форму здания для смягчения воздействия порывов ветра. 

Холод — еще одна неприятность для калужан, особенно тех, кто часто пользуется общественным транспортом и подолгу стоит на остановке в минусовую температуру. Эта проблема решается установкой инфракрасного обогревателя. Переночевать под ним в мороз с комфортом, конечно, не получится, но риск простуды такой подход снижает. Решение проблемы короткого светового дня можно подсмотреть у скандинавов. Правильно подобранное освещение позволяет существенно продлить время использования общественных пространств — к примеру, спортивных площадок. 

Все эти градостроительные решения, учитывающие климатические особенности городской среды, стоят денег, и немалых. Но и альтернатива тоже выходит весьма дорогой, и вот почему. Лучшим средством в борьбе с влиянием климата, когда этим не занимается город, становится личный автотранспорт. Он спасет и от дождя, и от снега, согреет и защитит от ветра и солнца. А еще может доставить в нужное место! Если мы подсчитаем ущерб, который городу наносят автомобили, и ресурсы, которые они потребляют, то будем очень удивлены. Тем более, что в последние десятилетия автомобили стали крупнее, тяжелее и сильнее разрушают дороги. К тому же, не следует забывать, что автомобиль — вещь сама по себе дорогая и не всем доступная. И это ещё одна цель — сократить разрыв между уровнем комфорта, который человек ощущает в автомобиле, и удобством, доступным в городской среде. Впрочем, в столице эта проблема в значительной степени решена. Это значит, что и мы когда-нибудь сможем это сделать.

Кирилл Гусев, главред Калугахауса