Количество отреставрированных исторических зданий в Калуге с каждым годом увеличивается. И внимательные наблюдатели увидят изменения в цветовом решении обновленных фасадов: архитектурные детали перестали быть кипенно-белыми и теперь окрашены в более сложные цвета. С чем это связано? Может быть, со сменой поставщика белой краски? Подрядчик не попал в тон? Дожди смыли верхний слой штукатурки? Кто-то поменял цветовую палитру?
Началось все в 2015 году. Именно тогда профессиональное сообщество архитекторов и реставраторов начало продвигать идею ухода от безоглядного применения белой краски. И у этой идеи есть историческое обоснование. Дело в том, что белый цвет стал повсеместно использоваться при реставрации в советское время, когда здания окрашивали, как правило, побелкой. До этого фасады красили известью, которая имеет более теплый, желтовато-бежевый оттенок. Чтобы найти исторически более достоверный белый цвет, специалисты либо подбирают с помощью колеровочного веера максимально близкий оттенок, либо берут основной цвет здания и делают его на пять тонов светлее. А материалы в основном современные — известь сейчас используют только в самых крайних случаях.
Впервые в Калуге «оттенок белого» появился на здании Гостиных рядов, реставрация которого проводилась в 2014–2015 годах как раз компанией «Строительный альянс». Простое на первый взгляд решение потребовало долгого обсуждения в профессиональном сообществе и согласования с органами охраны. Впрочем, областное управление по охране объектов культурного наследия эту инициативу поддержало. Специалисты разработали технологию, колористический паспорт, утвердили всю проектную документацию и применили более исторический цвет.
Выбор цветового решения — трудоемкое и ответственное дело, ведь фасад здания оказывает максимальное влияние на окружающий город, и его цвет должен как минимум соответствовать стилистике объекта, его назначению и расположению, а также характеру окружающей застройки. Во время предварительного этапа реставрационных работ проводится исследование и составляется колористический паспорт объекта — документ, включающий в себя цветовые схемы, описание отделочных материалов и чертежи архитектурных элементов. Учитывая немалый возраст объекта реставрации и многослойность уже произошедших с ним изменений, есть несколько способов, которыми пользуются специалисты при выборе цветового решения:
Зондаж — раскрытие красочных слоев, при котором реставраторы пытаются найти «правильный» цвет фасада. Здание за все время своего существования могло перекрашиваться большое количество раз, поэтому специалистам очень важно определить цвет, который был у здания в тот период, на который производится реставрация. В процессе зондажа более поздние слои расчищают до нужного цвета, а потом подбирают к нему максимально точный колер, который вносится в проектную документацию для последующего использования. К сожалению, красочные слои можно обнаружить не на всех объектах, в таких случаях специалисты идут другим путём.
Историко-архивное исследование. Чтобы определить цвет здания, можно постараться найти его на фотографиях прошлых лет, которые редко бывают цветными, или даже на гравюрах. В таком случае можно по контрасту определить, был ли это какой-то насыщенный оттенок или, наоборот, нейтральный. Также во время проведения такого исследования могут обнаружится документы с описанием здания и историей его строительства, а иногда и с перечнем строительных материалов, в том числе краски.
Аналогия. Если найти изначальный цвет объекта не получается, то специалисты прибегают к подбору аналогичных зданий — схожих по времени создания, по стилю и проекту. А потом их колористическое решение реставраторы используют для своих объектов.
В идеале, конечно, реставрационные организации используют все три способа выбора цвета, но в реальной жизни это не всегда возможно, поэтому последние два варианта наиболее популярны.
О выборе цвета, о важности сохранения архитектурных деталей и об этапах проведения реставрации исторических зданий специалисты-реставраторы рассказывают на своих мероприятиях. В прошлом году было образовано регионального отделения Союза реставраторов России — серьезной и влиятельной профессиональной организации, которая активно занимается просвещением. Так, например, в Калуге уже прошли две выездные школы реставрации для студентов и молодых специалистов, а также мастер-класс для школьников «Юный реставратор». Реставрационное сообщество сегодня достаточно открыто и знакомит всех желающих со своей деятельностью.