Короткой строкой: 01.12«Калужский троллейбус» вышел на 2 новых маршрута
Станьте частью экосистемы с месячной аудиторией в 100 000 человек в VK и Telegram

Двор без чужих (машин)

Кто несет ответственность за шлагбаумы и у кого просить разрешение на их установку

05 марта 2024

«Двор без машин» – мечта будущего жильца и предмет гордости любого современного застройщика. А что делать, если ваш застройщик к современным не относился? Конечно, решать проблемы самостоятельно! Собственники сами могут обеспечить себя тихой закрытой придомовой территорией, установив ограждающие конструкции. К ним относятся заборы, ворота, калитки и шлагбаумы.

Застолбить место

К моменту сдачи дома вся необходимая инфраструктура должна быть построена: дороги, проезды, парковки на территории, инженерные сети, детские площадки и площадки для ТБО. Первое время жильцов мало, места хватает всем, но по мере заселения машин становится все больше, и начинаются разборки. Главным врагом становятся «чужие» — жители соседних домов, которым не так повезло с дворовой территорией. Другая проблема — проезжие дворы, путь через которые может быть короче и ровнее, чем «официальная» дорога. 

Самый активный район Калуги сейчас — Правобережье, где идет заселение сразу десятков домов. Поэтому именно голоса с Правого в основном слышны в соцсетях. Жалуются даже на странице губернатора. Прямо сейчас развиваются сразу два больших скандала: в Кошелеве и в одном из «пиковских» домов.

Инициаторы установки шлагбаумов — то есть, жители домов — уверяют, что все разрешительные документы в полном порядке, и закон на их стороне. Оппоненты взывают к совести — мол, соседям неудобно и вообще общественные территории отгораживать нельзя. А если надо проехать скорой или пожарным?

Как сделать все правильно

Для установки шлагбаума, действительно, нужно все согласовать с властями и службами. Для официального оформления разрешения в городскую администрацию необходимо направить:

  • протокол общего собрания жильцов, где не менее двух третей проголосовали за шлагбаум 
  • разрешения ГИБДД и МЧС 
  • документацию по придомовых участкам 
  • проект установки шлагбаума от компании-подрядчика 
  • заявление на разрешение. 

Финальное решение администрация выносит примерно в течение месяца. Основаниями для отказа могут быть:

  • создание препятствий для пешеходов и представителей маломобильных групп населения
  • попытка ограничить доступ на территорию, которая не находится в общей собственности жителей дома
  • нерешенный вопрос о проезде экстренных служб.

Какие-то вопросы можно решить в рабочем порядке, поэтому лучше назначить ответственного человека, который возьмет на себя переговоры с подрядчиком, ведомствами и городскими властями.

Самовольное размещение ограждения грозит административными штрафами за создание препятствий для дорожного движения и за нарушение норм пожарной безопасности. Их придется платить инициаторам установки.

В каком случае вам откажут

Есть несколько общих правил для всех регионов, от которых ведомства отталкиваются, принимая решения.

Первый критерий – входит ли территория двора в общее имущество собственников многоквартирного дома. Если земельный участок поставлен на кадастровый учет, жители дома имеют право сообща решать вопросы по благоустройству территории. 

Решение об установке любых элементов дворовой инфраструктуры, будь то спортивная площадка или «лежачий полицейский», принимается на общем собрании собственников. Чтобы установить шлагбаум, нужно получить разрешение двух третей  владельцев. В ходе встречи лучше определить ответственное лицо, которое будет заниматься вопросом его установки и легализации. 

Новенький шлагбаум не должен быть препятствием для пешеходов и мам с колясками, а также людей с ограниченными возможностями, поэтому при размещении ограждения для них необходимо учесть проход.

Шлагбаум не должен преграждать путь к дорогам общего пользования и мешать дорожному движению. Для соблюдения правил дорожного движения собственникам также предложат установить шлагбаум со светодиодными элементами. 

В обязательном порядке беспрепятственный круглосуточный доступ должен быть обеспечен пожарным машинам и скорым. Если в доме нет консьержа и охраны, шлагбаум должен срабатывать автоматически вместе с пожарной сигнализацией или сиренами спецслужб. Акустический детектор должен открыть препятствие в течение 3 секунд. В противном случае можно попрощаться даже с уже установленным ограждением. Поэтому почти все «официальные» шлагбаумы будут иметь легкую «стрелу», которую легко сломать – чтобы экстренные службы не задержались в самый неподходящий момент. 

Легко сломать?

Шлагбаумы часто ломают. Это делают и случайные прохожие, и разного рода курьеры, и строители-отделочники, и сами жители, если забывают код, номер телефона для открытия или брелок с пультом управления. Как и любое подобное повреждение имущества, такие действия регулируются кодексом об административных правонарушениях, и вандалу придется не только восстановить конструкцию за свой счет, но и заплатить штраф. Такие дела расследует полиция, и будет лучше, если вы сможете предоставить запись с камер видеонаблюдения. Повреждение шлагбаума своим автомобилем — это ДТП, а значит, если его не оформить, вандал может вдобавок лишиться прав. 

Итого

  • Если вы хотите установить шлагбаум, выясните, принадлежит ли вам земля, проведите собрание с соседями и получите разрешение от муниципалитета, ГИБДД и МЧС. 
  • Если вы хотите демонтировать шлагбаум, законность его установки можно определить, связавшись с муниципальными властями. Решение о демонтаже принимает административная комиссия, и это дело долгое.
  • Если вы сломали чужой шлагбаум, то готовьтесь к административной ответственности в виде штрафа за самовольный снос и повреждение устройства в размере от 5 до 10 тысяч рублей. Если вы сделали это на машине и потом уехали, можно лишиться водительского удостоверения.
  • Если вам сломали шлагбаум, обратитесь в полицию.