Короткой строкой: 17.06Путин объявил льготную ставку по ипотеке — 7️⃣%. Сбер уже принимает заявки.

Итоги молодежного архитектурного фестиваля «Перспектива — 2022»

В марте этот всероссийский форум впервые прошел в Калуге — и на калужском материале

13 апреля 2022

История с проведением в Калуге всероссийского молодежного архитектурного фестиваля «Перспектива» стала заслугой его куратора — главного архитектора города Алексея Комова. В последние годы его трактовка советского архитектурного наследия находит большой отклик: в 2022 году, как и в прошлом, Комову предложено стать куратором самого заметного форума Союза архитекторов России — фестиваля «Зодчество». Находит новое прочтение и космическая тема. Именно в этом ключе была задумана прошедшая «Перспектива»: для ее проведения впервые были задействованы возможности нового корпуса Музея космонавтики, и оба конкурсных задания также были связаны с «околокосмическими» калужскими территориями.

Студенческим командам достался двор Дома-музея Чижевского на перекрестке Московской и Огарева, участок площадью 400 метров. Сложившиеся авторские коллективы молодых архитекторов пробовали свои силы на склоне Яченского водохранилища, строительные работы на котором в целом завершены, а дальнейшее благоустройство до этого широко не обсуждалось.

Склон

Главный приз достался работе бюро RUDA под руководством Анастасии Мины. В этом проекте склон становится продолжением музея, а человеческий масштаб ему придают многочисленные площадки-помосты, рассчитанные на маленькие компании (или даже на единственного гостя-пилигрима). Но главный элемент — 120-метровый царь-помост пятиметровой ширины, открывающий совершенно новый вид на водохранилище, дамбу и сосновый бор. Висячий мост «Зарядья» в сравнении с ним покажется детским развлечением, так что для людей, страдающих высотобоязнью, предусмотрены спуски на платформы пониже.

Второй и третий призы в этом году решено было не присуждать, однако жюри отметило еще две работы. За раскрытие космической темы наградили проект «Калуга-Марс» москвичей Надежды Плотниковой и Рузаля Валеева, в котором склон усыпан сферами разного назначения и прихотливыми подпорными стенками, а ближе к северному краю водохранилища организован веревочный парк с мини-скалодромом. А за оригинальную трактовку темы наградили выпускницу Нижегородского архитектурно-строительного университета Анастасию Тхореву, проект которой в плане похож на картины художников-авангардистов: красные клинья формируют визуальные оси, на которых сосредоточены малые архитектурные формы и арт-объекты. Функционально склон превращается в независимую территорию, где есть и точки общепита, и тихие зоны, и площадки для мероприятий. 

«Мне в этом проекте особенно симпатична идея амфитеатра, на главной сцене которого — гладь Яченского водохранилища. Это место не столько для мероприятий, сколько для тихого отдыха на природе: до начала строительства второй очереди музея зеленый склон был популярным местом для семейных или дружеских пикников, так что память места отлично работает с этой идеей.»

Кирилл Гусев, главред Калугахауса

Сквер

Эта площадка была попроще: ровная, почти квадратная, маленькая. Первую премию дали за очевидную идею — огромную люстру Чижевского, накрывающую почти весь двор. Ее автор — Елизавета Ефремова из Новосибирска. Знает ли она про сквер Чижевского на Ленина, 93, где арт-объект в виде люстры стоит уже третий год? Сам проект получился лаконичным и аккуратным, а значит — вполне реализуемым.

Отметилась на фестивале и калужская команда: студенты КГУ Кристина Бобина, Никита Машкин и Емилия Моисей превратили двор в многофункциональное пространство, собранное из навесов-пергол, которые образуют лекторий и уличную галерею. Южная часть двора полностью открыта городу и представляет собой маленький сквер, которых в этой части города очень не хватает.

Еще три работы калужских студентов в финал не прошли. 

Открывая фестиваль, президент САР Николай Шумаков признал, что из-за сложной международной обстановки значительная часть потенциальных участников на фестиваль не попала и работы не представила. Экспозиция включала только 53 проекта, а многие молодые бюро, которые формально могли бы участвовать в конкурсе, просто не нашли ресурсов на работу с довольно сложной задачей на склоне. Тем не менее, итогом фестиваля стал редчайший для калужских проектов объемный каталог идей, которые можно использовать и на других площадках.

Мы надеемся, что «Перспектива» станет для нашего города первым шагом на пути к архитектурному возрождению.