Короткой строкой: 01.12«Калужский троллейбус» вышел на 2 новых маршрута
Станьте частью экосистемы с месячной аудиторией в 100 000 человек в VK и Telegram

Какой стала бывшая сороковая школа — и почему это лучший из возможных вариантов

«Калугахаус» рассказывает вторую часть истории о старинном здании, английских архитекторах, молодой команде педагогов и мечте, которая стала реальностью 1 сентября 2020 года

08 сентября 2020

Калужане старше тридцати могут помнить, как их плохо воспитанных или непослушных одноклассников грозились отправить «в сороковую школу»: с 1972 года там учились дети с отклонениями в развитии. В самом здании на Луначарского, 16, не было ничего пугающего — типичная для Калуги дореволюционная постройка, похожая на многие старые школы, ту же девятую или шестую. В 2012 году номер упразднили — учреждение получило название «Гармония». Тогда же началась его постепенная оптимизация, и в 2016 году «Гармония» переехала на Салтыкова-Щедрина. Старое здание требовало не просто ремонта, а капитальной реконструкции. И главное, кого-то, кто был бы готов за эту реконструкцию взяться.

Ходили слухи, что весь квартал ждет полная перестройка, а бывшую школу — снос. Здесь должен был появиться то ли торговый центр, то ли элитный жилой комплекс. Тот факт, что здание Александровского училища включено в реестр объектов культурного наследия, за препятствие не считался: пустое здание в наших реалиях быстро превращается в руины. К счастью, слухам не суждено было стать правдой.

«Калугахаус» уже писал, что еще в 2016 году зданием заинтересовалась Калужская международная школа, KIS, которая тогда работала в поселке Воскресенском. Этот проект был придуман для сотрудников предприятий «новой калужской экономики» — многие иностранцы приезжали с семьями, и их детям нужно было где-то получать образование. Однако вскоре оказалось, что международные стандарты образования востребованы и среди калужан — и не только потому, что они помогут поступить в зарубежный вуз. Многих родителей подкупила дружелюбная и свободная, творческая атмосфера, царящая на уроках. Кроме того, в 2017 году в школу пришла новая команда учредителей, неравнодушных к судьбе современного образования. Школу для экспатов мягко адаптировали для более широкого круга задач: как и раньше, в основе лежат программа международного бакалавриата IB PYP в детском саду и начальной школе, программа Cambridge в системе Cambridge Assessment в средней школе. Но теперь на всех ступенях обучения реализуется и программа ФГОС — а это позволяет ученикам KIS получать аттестат двойного образца и всегда иметь выбор: продолжать обучаться в России или за границей. 

В здании, которое могли бы посчитали балластом, руководство KIS увидело новый этап развития уже существующей образовательной площадки и возможность более полно взаимодействовать с окружающим городом. В «новом» здании в поселке Воскресенском это было сделать невозможно — детей привозили родители или школьный автобус, а прогуляться можно было разве что в школьном дворе. На Луначарского есть все бонусы исторического центра, а вокруг — огромное количество интересных мест, которые можно посещать всем классом. 

Работы по капитальному ремонту здания начались в 2019 году. Архитектурную часть проекта, в том числе интерьерные решения, разрабатывали архитекторы лондонского бюро ASW Studio, с партнером которого, архитектором Ксенией Аджубей, учредители KIS познакомились в Никола-Ленивце. Из-за пандемии большую часть авторского надзора пришлось проводить в режиме видеоконференции.

Отдельная история была связана с особым статусом здания — все работы необходимо было согласовывать с органами охраны памятников, а в Калуге, например, такое подразделение появилось только в 2019 году. По словам учредителей школы, никаких скидок за важную социальную миссию школе не делали, документы собирались общим порядком. На начальном этапе развития проекта губернатор Анатолий Артамонов высоко оценил его значимость для Калужского региона и всячески поддерживал его реализацию. Сенатор специально приехал на открытие 1 сентября и выступил с приветственной речью, которую произнес на английском!

«Калужская международная школа очень важна для нашего региона. Она имеет большое значение и для тех иностранных специалистов, которые приезжают в наш регион со своими семьями, их дети имеют возможность обучаться здесь, и для жителей Калужской области. Я знаю, что многие родители мечтают о том, чтобы их дети ходили в вашу школу»

Анатолий Артамонов, сенатор, губернатор Калужской области в 2000-2019 годах

В процессе ремонта архитекторы старались максимально сохранить очарование построенного в начале ХХ века здания — с его высокими потолками, огромными окнами и кирпичными стенами. Сначала каждое из семи ключевых пространств должно было превратиться в «замок» из книг о Гарри Поттере. По ходу работы концепцию пришлось оптимизировать, и многие элементы, которые нужно делать на заказ, появятся уже в следующем году. Зато удалось восстановить исторический вход с улицы Луначарского — раньше дети попадали в школу со двора, из-под лестницы.  

Все интерьеры решены в нейтральных цветах — сером, пыльно-розовом, пастельном зеленом, цвете натурального дерева. В солнечный день коридоры, окна которых выходят во внутренний двор, заливает розовым отсветом от ярко-красных наружных стен. В классах тоже очень светло — большинство из них имеют маленькие окна-бойницы в коридор, которые добавляют света и позволяют, например, директору наблюдать за учебным процессом, не привлекая к себе внимания.

Столовую для учеников можно легко представить в любой другой современной школе. А вот учительская необычная — больше похожа на комнату отдыха в офисном центре со своей маленькой кухней и кофе-машиной. 

Классы разные — как привычные, с партами, так и специальные аудитории-трансформеры для групповой или индивидуальной работы. Вообще, никакого пафоса, которого можно было бы ожидать в частной и довольно дорогой по калужским меркам школе, здесь нет — мебель российского производства, даже икеевская попадается, сантехника тоже российская. Просто все подобрано очень тщательно и профессионально. Архитекторы подготовили объемный пакет документации, описывающей буквально каждую мелочь, подробные цветовые карты, функциональное назначение каждой детали. Поэтому общая картина производит очень приятное впечатление и на взрослых, и на детей.

Еще один важный аспект жизни школы — спорт. В маленьком спортивном зале особо не побегаешь, поэтому KIS планирует использовать бывший стадион 40-й школы. Это будет пространство, частично открытое городу. Уже в этом году школой будут организованы инклюзивные занятия (это означает, что у ребят с ограниченными возможностями будет площадка для занятий в самом центре города). Команда KIS уже представила городу программу внешкольных занятий — 5 дней в неделю с 16:00 до 19:00 в KIS будут принимать ребят со всего города. Направления разные: скалолазание, Art (творчество), каратэ.

Но самым популярным внешкольным направлением должны стать языковые курсы — для них будет задействован весь ресурс школы. Курсы аналогичны обучению по программе Международного бакалавриата IB: трансдисциплинарный подход, занятия искусством, наукой и кулинарией включены в изучение тем-юнитов. В конце изучения каждого юнита происходит презентация проектов. Раз в месяц для всех участников языковых курсов организован speaking club с Ms. Marcie из США, педагогом английского языка в средней школе. 

Школа не будет останавливаться на взаимодействии лишь с детьми и их родителями. В команде KIS талантливые и профессиональные педагоги, которые стремятся транслировать свой международный опыт местному сообществу. В планах открытые мастер-классы, тренинги, конференции для  учителей общеобразовательных школ города. 

Команда школы верит, что со временем школе удастся распространить свои ценности и на окружающий город — ведь ученики, постепенно осознавая свое место в мире, наверняка захотят быть активными горожанами. Имея возможность смотреть на мир шире, постигая не только русскую, но и мировую культуру через языки и общение со сверстниками-иностранцами, они научатся ценить историю своего города и своей страны. А с пониманием придет и ответственность. Прекрасный пример такого отношения будет у ребят перед глазами каждый учебный день.