Короткой строкой: 01.12«Калужский троллейбус» вышел на 2 новых маршрута
Станьте частью экосистемы с месячной аудиторией в 100 000 человек в VK и Telegram

«Калужский ботинок» — большая инициатива калужского велосообщества

Рассказываем об идее прогулочного маршрута через большую часть районов города

05 июля 2023

Поправки в правила дорожного движения снова вернули в публичное поле обсуждение средства индивидуальной мобильности. Калуга не стала исключением, и здесь полемика вдохнула вторую жизнь в уже существующую городскую задумку.

В середине июня в велоосообществе «VeloPOWER» стартовал опрос. Калужанам предложили ответить, насколько они заинтересованы в проекте Калужского велоботинка на старой Окской ж/д ветке. За две недели в поддержку проекта проголосовало больше 70% участников.

«Велоботинок Циолковского» носит имя ученого не только по любимой калужской традиции: многие значимые культурные объекты города носят имя основоположника космонавтики. С велопроектом, однако, его имя связывает не профессиональное, а личное увлечение. Циолковский известен своей преданностью к собственному двухколесному СИМу. Многие современники делились в воспоминаниях, что в городе ученого можно было часто увидеть на велосипеде. На Театральной в память об этом факте стоит скульптура ученого с велосипедом. И он не был одинок в своем энтузиазме.

Калужское общество велосипедистов-любителей было учреждено в 1895 году. Тогда же прошло первое состязание Калужского общества велосипедистов и был открыт калужский «Циклодром». Арена для велосостязаний располагалась недалеко от нынешнего сквера у Концертного зала филармонии. Примечательно, что в соседней Туле, где велоспорт очень популярен, «Циклордром» открылся лишь год спустя.

Велосипедное движение в Калуге — это и современная история. Калужские активисты решили не ограничиться велозаездами по районным пасторалям и автотрассам, и предложили создать маршрут, который объединит популярные и перспективные общественные пространства Калуги: железнодорожные пути Окской ветки, сквер им. Жукова, детско-юношеские спортивные школы «Труд» и «Юность», набережные Яченского водохранилища и Оки, Сосновую рощу и Московскую площадь. Целью проекта является создание традиции отдыха в пределах города. Идея такого маршрута не нова, и появилась еще в 2015 году у велосипедиста Станислава Соловьева. Любовь к велосипеду ему с детства привил дедушка.

«Поход на рыбалку в детстве, на велосипеде с братьями, был обязателен на летних каникулах, — говорит Станислав. — Возвращаясь в наш город, я решил покататься по городу и окрестностям. И понял, что, если мы хотим популяризации велосипеда, чтобы наши граждане стали больше кататься — нам нужны удобные дорожки и удобные веломаршруты.»

Достопримечательности, связанные с Циолковским, для Калуги привычны и знакомы.

При чем тут ботинок?

Если приглядеться и немного проявить воображение, кольцевой вело-пеший маршрут, который охватывает центральные районы города, напоминает ботинок, который опирается на ленту Оки. По фасону он похож то ли на туристический ботинок, а они не повредят при прохождении столь продолжительного маршрута, то ли старомодный — как раз из тех, что мог бы носить Циолковский. Отсюда и название проекта.

За устаревшим силуэтом калужского ботинка скрывается современная идея, которая учитывает опыт интеграции в городскую среду велосипедов, самокатов и прочих средств индивидуальной мобильности. Экологиня и главный координатор проекта Екатерина Николаева сообщила, что активистами проведены исследования маршрута и проверки состояния природной системы. Хорошая велодорога — это новая уникальная городская экосистема.

Калужское велосообщество достаточно обширно и разнородно — это не только единичные любители ездить на велосипеде, для которых это хобби или повседневное средство передвижения, но и спортсмены, семьи поклонников велоспорта и даже экстремалы.

Это важно, потому что город бы открестился от проекта, припечатав традиционным «денег нет». Окскую ветку, которая принадлежит РЖД, город пытается выкупить уже несколько лет. Создание и обслуживание велодорожки тоже стоит денег. Сосновая роща? Особо охраняемая природная территория. Без проблем не останутся и участки маршрута близ заводов. Решение этих вопросов, если граждане будут настойчивыми, должно лечь на плечи власти.

Оптимальным решением было бы рассматривать средства индивидуальной мобильности как альтернативную транспортную систему. Велосипеды, самокаты и ховерборды могли бы максимально дублировать личный и общественный транспорт. Иными словами, если у велосипедиста будет возможность безопасно проехать больше десяти километров участка, начинающегося с улицы Глаголева до КЗТА, то город от этого только в плюсе: снизится травматизм на дорогах, улучшится экология, не говоря уже о вовлеченности горожан в экономику и обслуживание дорог. Комфортнее всего пользоваться велосипедом в основном летом, но даже три месяца в году окажут свое влияние, эффекты которого не пройдут незамеченными.

Маршрут калужского ботинка обширен и не соединяет районы города самым кратким путем, но он делает это безопасным способом. Маршрут в большей степени рекреационный, и отлично подойдет для групповых заездов, не в последнюю очередь семейных. Наличие такого трека в городе может приобщить калужан к здоровому времяпровождению и увеличит количество велосипедистов, а в районах, где пока нет пространств для отдыха, появятся зоны рекреации. К тому же, самым коротким путем из района Московской площади в кампус Бауманского можно было бы добраться по Окской ветке, которая составляет часть Ботинка.

Идея звучит отлично, но насколько она выполнима?

Окская ветка находится в собственности РЖД, но город уже разработал проект планировки для этой территории, и это вело-пешеходная зона. На набережной Оки обещали обустроить веломаршрут. В планах набережную Оки и Яченского водохранилища должна соединить постройка, тоннель или мостик. На Окской ветке уже есть сквер, на юго-востоке от него строятся многоквартирные дома. Не стоит забывать и планы инвестора арт-квартала «Кристалл», в них входит создание плана для участка старой железной дороги от бывшего завода до улицы Ленина. Так или иначе составные детали уже собираются в велобашмак.

Пока что инициативная группа хочет «законсервировать» и отреставрировать железную дорогу, которая будет находиться внутри предполагаемой велопешеходной зоны. Участники проекта уверены, что калужские сообщества в партнерстве с РЖД и властями города могут трансформировать участок заброшенной железнодорожной ветки в актуальную велопешую инфраструктуру, аналогов которой в Калуге на данный момент просто нет. Активисты проекта планируют в скором времени подать заявку на грант-субсидию от Министерства спорта РФ, а также продолжать вовлекать жителей города в тематические спортивно-массовые мероприятия.

Для того, чтобы привести в порядок хотя бы часть территории, убрать мусор и расчистить заросли дикорастущего газона, можно получить финансирование — с помощью общественной инициативы. Но сделать первый шаг к освоению территории можно и без него — устроив субботник всем большим велосообществом.

Пообщаться с идейными вдохновителями проекта и присоединиться к ним и другим энтузиастам можно в группе «Ботинка» в ВК.