Короткой строкой: 01.12«Калужский троллейбус» вышел на 2 новых маршрута
Станьте частью экосистемы с месячной аудиторией в 100 000 человек в VK и Telegram

Хрущевская рубашка как калужский бренд

Пытаемся разглядеть сквозь годы и привычки историю, идентичность и искусство калужских пятиэтажек

23 марта 2020

В Калуге около тысячи так называемых «хрущевок» — пятиэтажных домов первой эпохи индустриального домостроения. Чуть меньше половины калужан до сих пор живут именно в них, воспетых рэпером Хаски «панельках» серии 1-464 и кирпичных 1-447. С этой точки зрения трудно воспринимать такие дома как что-то имеющее историческую ценность, что-то достойное сохранения. Между тем, калужские «хрущевки» кое-чем отличаются от своих собратьев из других регионов. 

Задача обеспечения граждан огромной страны жильем стала очевидна еще в 1920-е — советские архитекторы изучали опыт немецких и французских коллег, но в сталинские времена об индивидуальном жилье задумываться было не принято, и рабочие поселки, построенные индустриальным способом, представляли собой временные общежития. После войны, во время которой было разрушено до трети всего жилья СССР, проблема расселения людей в городах стала критической. Решать ее пришлось уже при Хрущеве, и в 1956 году свет увидели первые знакомые пятиэтажки.

Участок под строительство экспериментальных домов был отведен вблизи тогда еще подмосковной деревни Черёмушки, а получившийся район назвали «Новыми Черёмушками». Первые «хрущевки» строились под руководством инженера Виталия Лагутенко. На 16 домах творческая команда опробовала и ­блочные, ­и панельные технологии. Чтобы разнообразить «унылый» район, архитекторы использовали различные декоративные элементы, хотя печально знаменитый указ Хрущева «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» уже был подписан.

Почти сразу же пятиэтажки начали строить и в других городах СССР, в том числе и в Калуге. Здесь наибольшее распространение получили панельная серия 1-335, и кирпичная 1-447. Как и во многих других городах, первый район массовой индустриальной застройки назвали «Черемушками». Как и другие, калужские архитекторы экспериментировали с орнаментами, чуть ли не единственным «законным» способом разнообразить панельную застройку. Евгений Киреев и Павел Перминов предложили использовать на панелях смальтовую мозаику, отсылающую к традиционному узору Тарусского района — перевити. Позже появилась и космическая тема, а к 600-летнему юбилею города часть стен украсилась и такими тематическими «муралами». 

Сегодня «тарусские рубашки» производят впечатление на многих гостей города, особенно тех, кто связан с архитектурой и другими визуальными искусствами. Историк, экскурсовод и один из самых ярких популяризаторов старины Павел Гнилорыбов считает, что калужские орнаменты нужно срочно каталогизировать. Если опыт будет удачным, его можно распространить и на другие города страны.

«Тарусский орнамент очень кстати называется «перевить» — это и есть прямая связь крестьянского искусства XIX века и искусства века индустриального. 90 % жителей Калуги видят ее ежедневно, но не осмысляют, а это большое явление. У вас много нетронутых 5- и 9-этажек, но это совершенно не ценят и зашивают новыми материалами, лишая город идентичности»

Павел Гнилорыбов

Гнилорыбов может позволить себе взглянуть на проблему с точки зрения краеведа, но как быть с жителями, чьи дома устарели и требуют капитального ремонта в том числе и фасадов? Не восстанавливать же смальту на панелях, это дорогая и кропотливая работа, к которой даже не очень понятно, как подступиться. Алексей Комов, главный архитектор Калуги, столкнулся с этой дилеммой почти сразу же после вступления в должность.

«Дома, которые сейчас подлежат капремонту, являются частью архитектурного генофонда Калуги, эти орнаменты «якорят» застройку и уже стали частью среды. Что с ними делать? Нужно придумать технологию, которая частично восстанавливала бы эти фасады, а частично воспроизводила их уже в новых материалах. Эту работу мы хотим запустить совместно со студентами Калужского университета.»

Алексей Комов

«Тарусские рубашки» уже появляются на открытках, в произведениях художников, в инстаграме и телеграм-каналах. Не в последнюю очередь потому, что похожи и на пиксельную графику, и на QR-коды, и на персонажей игры Minecraft. В феврале 2020 года вышла игра PNLK, в которой предлагается поиграть в привычный «тетрис» с помощью панельных блоков. Правда, калужских «панелек» там нет, но заявка уже отправлена. Большой каталог, который мог бы служить источником вдохновения и для реконструкции, и для нового строительства, был бы логичным шагом вперед. В конце концов, стоит ли создавать какие-то искусственные бренды, если прямо перед глазами бренд родной, настоящий и привычный?

Сегодня в хрущевках живут почти 130 тысяч калужан. Несмотря на скромные по современным меркам достоинства самих квартир среда, в которой они находятся, была спроектирована хорошими архитекторами и в целом сохранилась — в отличие от микрорайонной застройки, где каждый сам за себя, советские градостроители рассматривали население района как единое сообщество. Как пишет в своих материалах ДОМ.РФ, такая среда не нуждается в кардинальной перестройке, ее лишь надо «настроить», точечно добавив необходимые функции. А сохранится ли при этом идентичность, зависит в том числе и от общественного запроса.