Короткой строкой: 01.12«Калужский троллейбус» вышел на 2 новых маршрута
Станьте частью экосистемы с месячной аудиторией в 100 000 человек в VK и Telegram

Безопасный город. Профилактика ДТП

Ежедневно в России в дорожно-транспортных происшествиях погибает 44 человека, а это чуть больше 16 тысяч смертей в год. Чтобы этого не происходило, надо повышать уровень безопасности дорожного движения. И есть несколько интересных практик, как это можно сделать.

05 сентября 2022

Vision Zero

В первую очередь расскажем о международной программе по снижению смертности в ДТП Vision Zero. Её концепция строится на принципе «нулевой терпимости» к смертности на автодорогах и возлагает ответственность за дорожную безопасность в первую очередь на проектировщиков и строителей, которые должны учитывать человеческий фактор и заботиться об удобстве улиц для всех участников дорожного движения.
 
Существуют четыре основных принципа концепции Vision Zero в области строительства автодорог:
 
  • Во-первых, это разделение потоков. Всем участникам дорожного движения — автомобилистам, велосипедистам, пешеходам — следует двигаться по своим траекториям, которые, по возможности, не должны пересекаться. Места, где пересечение неизбежно, должны регулироваться ограничением скоростного режима. Например, если все участники дорожного движения двигаются в одном потоке, то в таких местах допустимо движение со скоростью 10 км/ч, а на улицах с нерегулируемыми пешеходными переходами — 40 км/ч. Чтобы у водителей не возникало желания нарушить правило, в таких местах необходимо устанавливать искусственные барьеры.
  • Во-вторых, ограничение скорости в зависимости от категории улицы. Это нужно для того, чтобы на автомагистрали, где скоростной режим более 50 км/ч, внезапно не возник пешеход или на улице в вашем дворе автомобили не проносились со скоростью света.
  • В-третьих, предсказуемость и простота. Все элементы дорожной инфраструктуры должны быть выполнены в едином стиле. Например, использовать только красный цвет для обозначения велосипедных дорожек.
  • И в-четвёртых, создание физических ограничений. Для это на пешеходных переходах делаются островки безопасности, а велопарковки устроены так, чтобы на них не могли ставить машины автомобилисты. Ведь ДТП не случится, если отсутствует физическая возможность его совершения.

Успокоение трафика

Самой популярной причиной аварий является превышение скорости. Взять и запретить всем нарушать скоростной режим не получится, но есть проверенные методы успокоения трафика в городской черте.

Например, создание островков безопасности на пешеходных переходах. Это небольшая территория между полосами движения, которая выделена бордюрным камнем и соответствующими дорожными знаками. Здесь пешеход может остановиться, убедиться в отсутствии транспортных средств и продолжить движение. Такие островки безопасности делаются обычно на широких улицах, которые сложно перейти за один цикл переключения светофора. В Калуги таких улиц очень мало, но нечто похожее на островок безопасности мы можем увидеть на улице Кирова и, например, на окружной.
 
Ещё один способ успокоить трафик — делать пешеходные переходы в уровень тротуара. Это такой аналог «лежачего полицейского». Искусственная неровность на проезжей части не позволит нарушать скоростной режим, а пешеход будет чувствовать себя безопасно. К тому же, на таких переходах не скапливается вода во время дождя. В Калуге похожий переход можно увидеть на улице Салтыкова-Щедрина.
 
В европейских странах практикуют ещё один метод — сужение проезжей части. Это делается в местах возможного ДТП, например, перед пешеходными переходами. Таким образом создаётся эффект «бутылочного горлышка», и машины двигаются медленнее.
 
Самыми безопасными считаются перекрёстки с круговым движением. Они вынуждают водителей снижать скорость, поэтому и ДТП с серьёзными последствиями здесь сводятся к минимуму: нет лобовых столкновений, аварий при левом повороте и ударов под прямым углом.
 
Ну и самый надёжный способ защитить себя от возможного ДТП — не пользоваться личным автомобилем :) Задачу эту, конечно, решить очень сложно, но здесь нам на помощь может прийти концепция 15-минутного города или хорошо развитая сеть общественного транспорта.