Короткой строкой: 01.12«Калужский троллейбус» вышел на 2 новых маршрута
Станьте частью экосистемы с месячной аудиторией в 100 000 человек в VK и Telegram

Алексей Фрей: я всюду ищу какой-то калужский след

25 мая 2023

Алексей Фрей — молодой калужский художник и дизайнер. Возможно, не всем знакомо его имя, но многие наверняка видели одну из его работ — баннер с Чижевским в сквере около Горуправы. Работы Алексея регулярно участвуют в выставках в Калуге и Москве, а также побывали на таких мероприятиях, как ShowUsYourType «100 лучших плакатов о Берлине» (2016) и биеннале графического дизайна «Золотая пчела» на Московской Неделе Дизайна (2018). Сейчас наш герой работает в бюро городских проектов «ТОЛК» руководителем направления графического дизайна. Чем привлекает амбициозного художника Калуга, какая у него миссия и как ему удается участвовать в жизни города — в нашем интервью.

— Леша, расскажи, где ты учился дизайну?

— Я самоучка: учился сам, смотрел какие-то уроки. Что-то рисовал, зарисовки делал. Проходил в финал конкурса Британской школы дизайна. Они разыгрывали одно место на бюджете на обучение. Я прошел первый отбор, второй отбор. И вот нас осталось в конечном отборе четыре человека, и мы до сих пор не знаем, кто получил это место. Загадка, в общем. На самом деле в Калуге негде учиться, а если заниматься где-то в открытых студиях, например, на Винзаводе, то нужно постоянно находиться в Москве.

— А ты не хочешь в Москву?

— Нет, я пока в Калуге.

— А вообще у тебя какое образование?

— Высшее, КГУ, факультет социальных отношений. По специальности я организатор работы с молодежью.

— Как-то тебе пригодилось это образование?

— Мне там легко было учиться. Нормальный, приятный коллектив, и было много свободного времени для творчества. Институт социальных отношений, мне кажется, это самый творческий факультет. Мы постоянно делали к студвеснам какие-то декорации бесконечные, самодеятельностью занимались.

— Почему ты в Калуге? В Москве же больше возможностей для тебя.

— Калуга — классный город. Мне очень нравится Калуга, я обожаю Калугу. У меня даже какая-то миссия есть: ко мне приезжают друзья из других городов, кто в Москве живет, кто в Тбилиси. И все такие: «Блин, нам так нравится в Калуге, у вас так уютно. Так здорово, что у вас в центре можно посидеть на склоне, отсюда две минуты — и ты уже на центральной улице». Я прям всех как-то настраиваю, все обожают Калугу.

— Я давно заметила твою любовь к старине, архитектурным деталям. Откуда у тебя это?

— Я дед в душе, наверное. Я всегда с детства любил какие-то исторические штуки, раскопки делать, искать связи.

— А кто-то тебе привил эту любовь? Что было отправной точкой?

— Какие-то книги постоянно были в детстве: про Египет, про Грецию, про археологию что-то. Вот мы с сестрой постоянно занимались. У нас городище в Мосальске есть, и постоянно мы там откапывали старинные монеты, фибулы, какие-нибудь штуки всякие, черепки.

— Что с этим делали?

— Дома лежит все. У меня есть фибула старинная — это застежка для плаща. И мне один историк идентифицировал, что это где-то примерно X–XII век. Он, конечно, радиоуглеродный анализ не делал, но сказал, что это точно фибула того времени.

— Удавалось ли твои находки куда-то пристроить и дать им вторую жизнь?

— Однажды я показывал гостям города железнодорожную больницу, где Циолковский умер, и около здания я нашел старые двери, они лежали в горе мусора. Позже мы вместе с волонтерами Том Сойер Феста достали их и привезли на площадку, где проходил фестиваль. Пробовали их восстанавливать. Какое-то время они лежали на складе, я думал, куда их пристроить, потому что двери были очень хороши. А подруга-дизайнер как раз придумала концепцию кофейни «Квартира», где они сейчас и находятся.

Круговорот на самом деле есть всегда. Художник и дизайнер всегда друг другу что-нибудь подарят, какую-нибудь дверь откуда-нибудь.

— Ты ведь неспроста работаешь в таких местах, которые влияют на жизнь в Калуге и ее облик — ИКЦ, Туристско-информационный центр, ТОЛК?

— Да, мне очень нравится участвовать в жизни города, это классно. В ТОЛКе мы все такие, весь коллектив. Вот Аня Гелязова, руководитель архитектурных проектов, даже училась в Москве, но вернулась в Калугу. Нас Калуга притягивает всех.

Мне хочется находится в какой-то интересной атмосфере, творческой, молодежной. В Калуге мало куда можно устроиться дизайнером, чтоб это было реально интересно. Также круто, когда твои работы видят люди и ты какую-то пользу приносишь городу. Можно же просто быть верстальщиком, какие-то логотипы делать бесконечные на фрилансе. Но круче коллективным трудом делать штуки новые.

— Я знаю, что ты делал баннер с Чижевским в сквере около горуправы на Ленина. Расскажешь его историю?

— Ко мне обратился Глеб Гурлин, руководитель бюро «Футуристика», чтобы я нарисовал Циолковского. Но в итоге, мы размышляли, думали, и сошлись на том, что нужен Чижевский. Да, это баннер, к сожалению. А дело в том, что дом, где он висит, — объект культурного наследия, и на тот момент не успели согласовать все документы. Баннер напечатали, по-моему, в Москве в ночь перед Днем города и привезли в Калугу. Еще потом должны были перенести все-таки это изображение на само здание, но как-то не случилось. В целом там сейчас уже не поддерживается концепция этого сквера: установили другие фонари, урны.

— А чем ты сейчас занимаешься в ТОЛКе?

— Мы занимаемся благоустройством, но в Калуге, к сожалению, у нас нет сейчас заказов. Пока в работе два города: это Первомайск Нижегородской области и Поворино Воронежской. Мы эти два города делаем на конкурс благоустройства. Не удалось нам, к сожалению, ни с кем посотрудничать в Калужской области, хотя вот очень жаль. Мы как-то были настроены всегда.

— В Калуге у вас какие-то были проекты реализованы?

— Вообще мы делали к новогодней столице мерч, у нас были шопперы с перевитью. Мы придумали пряники, я отрисовывал их, они были в виде калужских изразцов. Делали керамические украшения на елку, кружки, шопперы с калужской символикой.

В селе Брынь делали праздник. Я нашел рецепт Пришвинского варенья, которое делалось из брусники и яблок, и мы сделали партию этого варенья, нарисовали этикетки, нарисовали открытки. Пришвин жил в Брыни, пока не случился и пожар, и ему пришлось переехать. Он описывал в своих рассказах это село. Там еще очень классные инициативные жители, которые считают, что леса, в которых жил Соловей-Разбойник, не брянские, а брынские — у них там своя какая-то местная мифология. Мы нарисовали открытки к празднику, делали в мастерской ИКЦ вместе с Кариной Саитовой керамические магнитики, которые там продавали, расписывали сами их. Установили там такое локальное благоустройство, показали, каким оно может быть, сделали фонарь, лавочки.

В ТОЛКе мы делали еще фестиваль для Агентства развития бизнеса, гастрофестиваль «Калуга. Улица. Еда». В этом году мы предложили им новую тему — уличная культура города, и нам ее уже согласовали. Фестиваль будет с 24 по 27 августа. Я так понимаю, АРБКО выиграло грант, и мы надеемся, что в этот раз будет круче, чем в прошлом году.

— Кстати, про гранты. Вы же участвовали в конкурсе малых городов?

— Да, делали парк на реке Турее в Мещовске, но я пришел в проект уже в моменте реализации. Был еще проект для Балабаново, но его не удалось реализовать. В этом году, к сожалению, не удалось поучаствовать. Хотя к нам обращались из Жиздры. Мы прям загорелись, нам понравилось. Я уже искал истории, нашел очень классного художника, который там родился, — Василия Чекрыгина. Про него как-то вообще в Калуге и области никто не говорит особо. Тут я однажды слушал подкаст «Зачем я это увидел», очень крутой подкаст об искусстве и выставках от Arzamas, там говорили про Василия Чекрыгина и в этом же выпуске про Эдуарда Штейнберга, который в Тарусе. Я такой: ого, вау. Очень круто узнавать о каких-то вещах, о которых ты даже не знаешь, и я всюду ищу какой-то калужский след во всех историях — это классно.

— Ты планируешь жить и работать в Калуге?

— Да, на данный момент мне очень нравится в Калуге. Я думаю, что у нас можно сделать много каких-то проектов классных уличных. Пока у меня нет на них, конечно, времени. Пока мы работаем без выходных. Хочется участвовать как-то больше в жизни города, делать какие-то работы. Хочется больше рассказывать про наш город. Например, у Пригова есть классные цитаты про Калугу, как-то можно их оформить и задействовать в оформлении города. У Маяковского тоже есть. Хочется разносторонне показать город, потому что он многогранный очень.

Бонус: любимые цитаты Алексея Фрея о Калуге

«Что может быть дороже человеку, чем Калуга? Ближе, роднее и в то же самое время быть предметом более пристрастного отношения, которое, естественно, в минуту горьких порывов переходит в полные любви и чувства обманутой доверчивости, упреки и причитания»

Дмитрий Пригов, поэт, художник-график, скульптор


«Калуга!
Чего окопалась лугом?»

Владимир Маяковский, поэт


«Плыви, любезный мой, в Калугу,
В Калуге девки хороши»

Даниил Хармс, писатель


«О тебе в свете много спрашивают и ждут очень. Я говорю, что ты уехала плясать в Калугу. Все тебя за то хвалят. И говорят: ай да баба! — а у меня сердце радуется»

Александр Пушкин, наше все

Ольга Небольсина, специально для Калугахаус.Медиа