Иногда различным административным инициативам уделяется меньше внимания, чем они того заслуживают. Особенно когда мысли креативного сообщества заняты чем-то другим.
В 2022 году в России была запущена программа «Пять шагов для городов», которую совместно разработали национальный институт развития ВЭБ.РФ и КБ «Стрелка». Она направлена на развитие городской среды и повышение уровня привлекательности среди молодежи: подростков, студентов, а также молодых специалистов с детьми и без. То есть целевая аудитория проекта насчитывает более 31 миллиона молодых людей в возрасте от 12 до 35 лет.
Началось все еще в 2016 году, когда ВЭБ.РФ запустил пилотную программу городского благоустройства в нескольких городах, а также провел социологическое исследование, чтобы изучить ценности, запросы и повседневные практики использования городского пространства молодежью. Благодаря проделанной работе стало понятным, что молодое поколение акцентирует свое внимание на проблемах не просто городской среды и экологии, а на конкретных бытовых вещах, которые являются неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Это и есть пять шагов, которые в 2022 году выглядели так:
Шаг 1. «Город рядом».
Городская среда — это не только парки и скверы (до которых еще нужно добраться), она начинается сразу, как мы выходим из квартиры. Поэтому первым шагом программы является преобразование пространства, находящегося в непосредственной близости: удобные и функциональные подъезды жилых домов, «карманные» парки, которые могли бы появиться вместо неухоженных дворов, площадки для выгула собак, чистые и красиво оформленные витрины магазинов, комфортные остановочные павильоны и почтовые отделения.
Шаг 2. «Сохрани планету».
Этот шаг направлен на снижение вредного воздействия на природу и экологическое просвещение населения. Сюда относится создание пунктов раздельного сбора отходов, установка фандоматов в школах и других общественных местах, очистка берегов рек и водоемов, создание эко-троп.
Шаг 3. «Вдохни жизнь».
В российских городах очень много мест, которые жители стараются обойти стороной: пустыри, заброшенные территории, неиспользуемые промышленные объекты. И речь не только про окраины и отдаленные районы, таких мест достаточно много и в центре города. Поэтому третий шаг предполагает преобразование подобных пространств путем вовлечения неравнодушных жителей: паблик-арт, тактический урбанизм, создание уличных библиотек и районных молодежных центров.
Шаг 4. «Добавь энергии».
Город должен быть не только удобным и красивым, но и здоровым. Занятия спортом и правильное питание — залог хорошего самочувствия, поэтому четвертый шаг нацелен именно на создание условий для здорового образа жизни горожан и, как следствие, повышение качества их жизни в целом: организация фермерских рынков, развитие велоинфраструктуры, создание инклюзивных игровых площадок и мест для занятий спортом в любое время года.
Шаг 5. «Собери своих».
Этот шаг создан для того, чтобы наполнить жизнью все объекты, созданные за предыдущие четыре шага. Есть мнение, что отсутствие разнообразной событийной программы и невозможность для жителей реализовать свой творческий потенциал являются одной из причин переехать в другой город, поэтому важно наполнять городское пространство событиями, которые будут интересны разным группам горожан: пикники, экскурсии, квесты, локальные музыкальные мероприятия, дворовые соревнования, воркшопы по развитию городской среды, экологические мастер-классы.
Пройдя все пять шагов, участники должны прийти к главной цели: позитивным и быстрым преобразованиям в городах, которые почувствует на себе каждая семья — именно так ее формулируют разработчики.
Пять шагов программы охватывают различные сферы городского развития, и при условии их комплексного воплощения можно значительно улучшить качество жизни людей и сформировать привлекательный образ города, который к тому же станет конкурентоспособным в глазах молодого поколения. Решения, которые предлагаются в программе, достаточно простые и могут быть реализованы малым количеством средств, и в специальной методичке, созданной для участников, рассказывают, из каких источников их можно привлечь.
Важной задачей в реализации программы является вовлечение жителей в создание новых городских пространств и организацию мероприятий. Чтобы тот или иной объект благоустройства был «живым», востребованным, и не пришел в запустение, необходимо учитывать нужды «пользователей» — людей, которые живут и работают рядом, каждый день проходят мимо или планируют приезжать сюда специально. Активное участие горожан всегда служит на благо любому объекту, ведь если человек вложил в его создание время, силы и душу, то вряд ли позволит вандалам испортить, а коммунальным службам привести этот объект в запустение. Помимо вовлечения городских активистов, создатели программы учитывают возможность взаимодействия с местным бизнесом для улучшения городской среды.
В программе принимают участие 378 российских городов из 83 регионов. Для каждого города определены свои целевые показатели по количеству проектов, которые необходимо реализовать в каждом шаге. Чтобы определить эти показатели, авторы программы опираются на данные о численности населения городов и динамике ее роста, средней заработной плате и климатических условиях.
Сбор заявок на участие закончился в марте 2022 года, поэтому сейчас все города-участники находятся в активной фазе реализации проектов. Кстати, следить за их воплощением можно в группе в ВКонтакте.
Следующий этап программы — оценка проектов. После реализации, города-участники должны предоставить отчет о прохождении всех шагов программы, на основании чего эксперты составят лонг-лист из 100 проектов и выберут лучшие из них. Ну, а «суперпризом» для всех участников станет комфортная и разнообразная городская среда, насыщенная интересными событиями.
За последние несколько лет в Калуге произошло много положительных изменений, которые тоже могли бы стать подобными шаги на пути к «городу мечты». Например, появление умных остановок в исторической части города. Правда, от их основных функций — информационного табло и возможности зарядить гаджет — пришлось отказаться, но они помогают защититься от неблагоприятных погодных условий, имеют понятную инфографику и неплохо вписываются в окружающую городскую среду.
Большой шаг вперед сделан и в экологическом просвещении. С 2018 года в Калуге работает экорезиденция «Зеленый центр», где регулярно проводятся фримаркеты, своп-вечеринки, тематические лекции и мастер-классы, также во дворе центра появился постоянный пункт сбора вторсырья.
Вдохнуть жизнь в городские пространства и артефакты у калужан тоже получается неплохо. Тут можно вспомнить, например, волонтеров Том Сойер Феста, которые привели в порядок несколько домов в «деревянном» квартале на Рылеева. Благодаря стараниям активистов, местные экскурсоводы стали заводить туда туристов да и сами калужане-любители старой Калуги чаще выбирают этот квартал для прогулок и фотосессий.
Городские власти тоже включаются в процесс ревитализации городских артефактов: благодаря совместной работе неравнодушных жителей и сектора главного архитектора были восстановлены два значимых объекта советской эпохи — панно «Защитникам Отечества» на Пушкина, и неоновая вывеска «Храните деньги в сберегательной кассе» на Ленина.
Для популяризации здорового образа жизни создаются площадки для занятия спортом, в том числе и экстремальным, и появляется велоинфраструктура, правда, пока в строго отведенных местах — на набережной Яченки. А непосредственно сейчас активно обсуждается совместный проект калужских вело- и экоактивистов «ВелоБотинок Циолковского», в рамках которого планируется создать велопешеходную дорожку в городе на полотне старой железнодорожной Окской ветки.
Конечно, хочется сразу родиться и жить в городе с комфортной средой и яркой событийной программой, но так вряд ли бывает. В городе живут люди разных возрастов и возможностей, круг интересов тоже у всех разный, но, пожалуй, единственное, что всех объединяет — это желание жить в безопасном, удобном и красивом городе. Поэтому жителям очень важно включаться в жизнь городских сообществ и заявлять о своих идеях и желаниях, ведь так больше шансов, что вас услышат и поддержат вашу инициативу. А если личного ресурса совсем ни на что не хватает, то минимальный вклад, который может внести горожанин — принять участие в общественных опросах по благоустройству. Обычно на это уходит не больше 10 минут, но и они способны повлиять на общее решение.