Короткой строкой: 01.12«Калужский троллейбус» вышел на 2 новых маршрута
Станьте частью экосистемы с месячной аудиторией в 100 000 человек в VK и Telegram

История калужского стрит-арта

Стрит-арта в Калуге нет, скажут одни. Стрит-арт в Калуге на каждом шагу, скажут другие. Кто же прав?

04 июля 2024

Как и для многих явлений, не попавших в «Большую советскую энциклопедию», восприятие уличного искусства очень зависит от того, как вы его определяете. Мы попытались разобраться в этой теме, в том, как она проявляется в Калуге, а еще — поговорили с самыми заметными уличными художниками нашего города.

Впрочем, если вы в теме, то наверняка считаете самыми заметными кого-то другого. И это совершенно нормально!

О стрит-арте вообще

Стрит-артом называют направление в современном изобразительном искусстве, которое отличается ярко выраженным урбанистическим характером — то есть существует исключительно в контексте городов и улиц. Споры среди искусствоведов о том, что считать искусством и какое искусство считать уличным, еще не закончились, поэтому «стрит-арт» мы будем рассматривать как собирательный термин, включающий в себя различные художественные подходы.

Первые достоверные сведения о городском уличном искусстве относят к античности. Так, в погибших под вулканическим пеплом Помпеях найдено более 11 тысяч настенных рисунков в разных техниках — разумеется, это было обычной «практикой» по всей Империи. А современный стрит-арт начался, в общем-то, с мема: надписи ‘Kilroy was here’ и лысой головы, которую оставляли рабочие доков в Детройте во время Второй мировой войны. Рисунок так полюбился американским солдатам, что они растиражировали его по всей Европе.

В 70-е годы прошлого века в Филадельфии стал популярным теггинг (tag — метка): художники из числа устанавливающей свои правила радикальной молодежи просто писали свои псевдонимы на виду у публики — на стенах зданий, вагонах метро и других городских поверхностях. А чтобы выделяться, каждый искал свой стиль и применял собственные, порой весьма сложные, художественные приемы. Так зародилась основа кода и стиля граффити. Культурологи и галеристы того времени не могли оставить без внимания это явление, и таким образом уличное искусство проникло в тематические журналы, выставочные залы и распространилось по всему миру.

В Россию стрит-арт пришел вместе с экономическими реформами: первые граффити стали появляться на стенах российских городов в 1990-х годах. Молодые художники пробовали новые способы самовыражения, объединялись в творческие команды, заимствовали на Западе или придумывали новые направления. Калуга не осталась в стороне, и вот что происходило с начала 90-х в нашем городе.

Калужский стрит-арт

В попытке систематизировать калужский стрит-арт, мы разделили его на временные отрезки — десятилетия, но отметим, что разделение это весьма условное: так, например, некоторые художники из нулевых продолжают рисовать и в 20-х годах. Поэтому мы опирались на то, в какой период времени работы того или иного художника чаще всего встречались в городе, упоминались в калужских пабликах или СМИ.

Девяностые

Первой калужской командой будем считать Line Pshh, это конец 90-х. Тогда четверых художников-подростков объединила общая идея, причем ребята не ограничивались одним направлением и постоянно пробовали разные способы самовыражения. Работы участников Line Pshh можно было увидеть не только на заброшенных и недостроенных зданиях, но и в модных молодёжных заведениях города — например, культовом компьютерном клубе «Сеть». Художники всегда участвовали в городских фестивалях и таким образом заработали себе репутацию, позволяющую выйти на новый уровень — из нелегального граффити к крупным заказам для государственных и коммерческих организаций. Мы уже писали об истории этой команды, подробнее можно прочитать в интервью с Дильшодом Ядгаровым — одним из участников Line Pshh. 

Нулевые

Это самый малоисследованный нами период, и некоторых художников этого времени найти не удалось, а другие предпочли не рассказывать о своей деятельности. Однако этот период можно считать расцветом калужского стрит-арта. В нулевые в Калуге проводился фестиваль уличного искусства «Арт-коннект», организатором которого был «Элекс». Здесь команды могли вполне легально разрисовать какую-нибудь поверхность в городе — танцплощадку в парке или бетонное ограждение на «Шарике». А после участия в фестивале у команд появлялись заказы на роспись стен в калужских клубах и кафе, ведь тогда на такие интерьеры был большой спрос.

В это же время выходит первый любительский фильм о калужских граффити — это ролик SKRAWL MANIACS 2006, который выкладывал у себя на ютуб-канале калужский краевед Степан Волохов. Фильм неплохо передает дух времени и показывает, как работали уличные художники начала нулевых.

Kote

В период с 2005 по 2015 годы на заборах и стенах калужских домов часто можно было встретить граффити котов, которые, по мнению их создателя Kote, должны были поднимать настроение случайным прохожим:

«Коты — моё любимое. Ну кто не любит котиков? Идешь по улице, спеша на работу, а тут кот, хоть и рисованный, из-за угла смотрит на тебя с ухмылкой. Много разных эмоций можно испытать. Да и к тому же это было просто и быстро делать, особенно, если приходилось убегать. Коты сопровождают меня всю жизнь, у меня их было несколько настоящих»
.

Kote всегда увлекался дизайном и любил рисовать, часто подмечал в разных городах работы других уличных художников: «Я подумал, а почему бы не попробовать сделать ещё одну серую стену в моем городе интересной и цветной, что могло бы добавить несколько улыбок проходящих мимо стенки с рисунком. Взял в руки краску и погнал».

Художник никогда не работал в каком-то определенном стиле и всегда экспериментировал, некоторые работы были сделаны в коллаборации с другими райтерами.

Десятые

Начало нового десятилетия стало переломным моментом в истории калужского стрит-арта: наряду с привычными граффити на стенах стали появляться новые формы уличного искусства. Например, постер-арт*.

Постер-арт (от англ. poster — плакат) — направление в стрит-арте, использующее в качестве носителя различные виды бумаги, на которых возможна печать, либо нанесение красок. Самым известным постер-арт художником является Шепард Фейри. (Википедия)

Balalar.ru

Калужскими первопроходцами в этом направлении можно считать объединение Balalar, в которое входило несколько художников. Они распечатывали постеры или делали рисунки на бумаге, а потом с помощью самодельного клейстера приклеивали их на разные поверхности. Свои работы они фотографировали и выкладывали на собственном сайте, который и сам своего рода произведение искусства: его дизайн полностью нарисован шариковой ручкой.

Moutard

Одним из участников Balalar был уличный художник Moutard, который через какое-то время стал работать самостоятельно. Его яркие психоделические плакаты можно было увидеть в разных уголках Калуги, они отличались графичностью и по стилю были похожи на комиксы.

В основном это были постеры на остросоциальную тематику, но также в творчестве художника присутствовали и литературные персонажи:

«У меня была серия постеров, посвященных творчеству Хармса — писателя этого давно люблю. И я рисовал каких-то его персонажей с характерными фразами, то есть какое-то олитературивание такое было: помещение этого литературного персонажа на улицу. Мне нравилась эстетика бытового абсурда, и эти персонажи очень хорошо играли в городской среде, например, в нише старого дома на Театральной»

— поделился Moutard с создателями фильма Another Dot On The Map

Постепенно Moutard ушел от идеи расклеивания плакатов и стал создавать рисунки с помощью баллона или маркера, так его творчество стало больше напоминать абстрактный экспрессионизм*.

Абстрактный экспрессионизм — школа художников, которые пишут быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей, иногда капая красками на холст, для полнейшего выявления эмоций. (Википедия)

Юрий Марин

Еще один последователь постер-арта Юрий Марин, будучи калужанином, начал свой путь в стрит-арте, когда жил и учился в Петербурге:

«Я снимал мастерскую в Питере, в старом промышленном районе, и жил в ней. Там было очень много полузаброшенных заводов вокруг, железная дорога, какие-то разрушенные цеха по ремонту вагонов. Мне нравилось там гулять, и я себе придумал такое развлечение: находить красивые фактурные стены и на них клеить постеры»

В Калугу Юрий вернулся в 2016 году, и его работы стали появляться на стенах нашего города. Кроме постер-арта, он работает в технике минималистичной графики, которая органично вписывается в городскую среду, подчеркивая ее фактуру, и не перетягивает на себя внимание случайных прохожих.

«Обычно, когда я гуляю по городу и вижу какую-то красивую стену, старую, обшарпанную, то думаю о том, что здесь можно было бы изобразить, чтоб это хорошо смотрелось. Иногда, наоборот, что-то придумываешь, а потом видишь место и понимаешь, что здесь оно подойдет», — рассказывает Юрий в фильме Another Dot On The Map.

Ещё у Юрия была интересная серия работ с коллажами из разных обрезков дерева и других материалов.

Борис Пономарев

Борис один из первых в России художников, которые использовали в своих работах флуоресцентные краски. В первую очередь он известен своими красочными вечеринками на Арт-заводе (творческое пространство, которое в начале 10-х располагалось на Карла Либкнехта), сооснователем которого он являлся. Тем не менее его работы можно было увидеть и на калужских улицах. Самые известные были нарисованы в 2019 году на старинном заборе на улице Воскресенской: это три рисунка, созданные по мотивам известных полотен: «Сидящий демон» Врубеля, «Пробуждение спящей царевны» Буянова и «Московский дворик» Поленова.

Skrawny

Миша Skrawny больше известен как татуировщик, но увлечение уличным искусством началось у него гораздо раньше. Первые свои рисунки на стенах он делал ещё в подростковом возрасте, постепенно вырабатывая свой неповторимый стиль:

«Рисовал различных массивных крыс на заброшках, вызывающих неоднозначные эмоции, лики бесов и прочих чертей на балконах верхних этажей всё тех же заброшек. Видимо, во мне бурлило желание придать ещё больше ужаса и без того мрачным стенам разрушенных зданий, вызвать чувство страха у всех сюда входящих. А возможно даже, мной правило желание отпугнуть наивных ровесников, чтобы они не лезли в подобного рода места от греха подальше, типа, „я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо“. Но изначально всё, безусловно, начиналось с контркультуры, андеграунда и желания выразить себя посредством пустых стен и без того пустого провинциального серого города»

— так описывает Миша начало своего творческого пути

В стрит-арте художника вдохновляет бомбинг*, так как это самое доступное, что можно сделать на улице, но если есть возможность дать волю фантазии и сделать работу не спеша, то Миша берется и за масштабные проекты.

Бомбинг — направление в современном граффити: быстрое нанесение рисунков (обычно невысокого качества) в местах, где это запрещено (Википедия)

Deonis Thekko

Деонис увлекся стрит-артом ещё в средней школе, и с тех пор он продолжает совершенствовать свои навыки в разных стилях и направлениях. «Я мультидисциплинарный художник. Постоянно экспериментирую и не ограничиваюсь стилями и направлениями. Обобщенно можно сказать, что почти все мои работы с „энергетическим подтекстом“», — так описывает свое творчество сам художник.

Большинству калужан Деонис Текко стал известен после резонансной истории, когда его работу закрасили комунальные службы. Но у этой истории есть хорошее продолжение: после инцидента городские власти организовали встречу с художником и его командой и предложили сотрудничество. Сейчас в городе можно увидеть разные работы Деониса, которые были сделаны по заказу города: граффити с изображением тарусской перевити на фасаде дома на Ленина, 69, мурал в парке юного зрителя, баскетбольная площадка на Герцена, а также совсем недавняя масштабная работа — роспись подземного перехода на Гагарина.

Деонис участвовал почти во всех больших фестивалях в России, а его работы можно увидеть и за пределами нашей страны: в Тель-Авиве, Иерусалиме, Гоа, Ченнае, Бангкоке, Паттайе, Сайгоне, Ханое, а также на Кипре и Шри-Ланке.

Галерея «Яма в гараже»

В 2019 году в промзоне в центре Калуги была открыта галерея «Яма в гараже» — независимое арт-пространство, где проводились выставки, концерты и поэтические вечера калужских контркультурщиков. Последнее мероприятие, судя по соцсетям, прошло там летом 2022 года.

Двадцатые и день сегодняшний

Another Dot On The Map

Почти весь 2020 год урбанист и исследователь городской культуры Кирилл Кабанов совместно с оператором Андреем Платоновым работали над созданием короткометражного фильма о калужском стрит-арте. 5 февраля 2021 года Андрей выложил его на своём ютуб-канале.

Создатели поговорили с несколькими уличными художниками Калуги о поиске собственного стиля, источниках вдохновения, о том, почему они занимаются стрит-артом и как выбирают локации для своих работ.

MOST ART FEST

Осенью 2020 года в Калуге проходил фестиваль актуального искусства MOST ART FEST, важную роль в котором сыграли стрит-арт художники. Основной площадкой фестиваля стало пустующее здание завода «ЭЛМАТ», превратившееся на две недели в арт-пространство. Здесь можно было увидеть работы Moutard’а, Юры Марина, Деониса Текко, а также художника-каллиграфиста МНЕ43.

В рамках фестиваля краснодарский художник и постоянный участник фестивалей уличного искусства в Москве и Петербурге Александр Кокс преобразил внешний облик калужского троллейбуса:

«Я решил изобразить не что-то обычное, а решил расписать троллейбус полностью своей подписью „АКОКС“. Однажды очень значимый и интересный для меня человек сказал, что художник не должен быть скромным. Надеюсь, это оценится, а может, наоборот, вызовет бурю негодования. Но цвета, которые я решил здесь использовать — это свободные яркие цвета, которые принесут позитивное настроение и радость калужанам и всем зрителям, которые смогут наблюдать этот троллейбус на улицах Калуги»

— поделился художник в соцсетях

Арт-троллейбус курсировал по маршруту № 18, соединяющему правый и левый берега, в течение двух недель, пока проводился фестиваль.

Terex (Андрей Терехов)

С этого художника началась мозаичная история калужского стрит-арта, до этого с плиткой никто не работал. Первые работы Андрея Терехова появились в августе 2020 года — это были грибы из известной компьютерной игры Super Mario.

«Я хотел сделать что-то на улице, но не хотел рисовать. Таскать с собой краску — это долго и неудобно, плюс я люблю подольше поработать. Тогда я вспомнил прикольные работы из Питера и, конечно же, художника Space Invader и решил попробовать поработать с плиткой. Так появились грибочки. Я собирал их заранее, и это позволило сделать „монтаж“ быстрым и удобным. Хотелось делать какие-то маленькие штуки и прятать их, чтобы они не сильно бросались в глаза, но их было видно. Хочется, чтобы работа стала частью города, но не перетягивала все внимание на себя»

— поделился с нами Андрей

Elezzka (Елизавета Пономарева)

В ноябре 2022 года, вдохновившись работами чилийского художника Хорхе Капоса (Pixel), Елизавета создала свою первую мозаику на фасаде дома на Дарвина, 8А — упрощенную версию известного рисунка Пикассо. А в следующем сезоне с ее творчеством можно было познакомиться и в других местах исторического центра Калуги. Художница создает свои работы по мотивам мировых шедевров («Сын человеческий» Рене Магритта, «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли, «Звездная ночь» Винсента Ван Гога и другие), переводит их в формат 16 бит и воспроизводит в виде мозаики, собранной из керамики и смальты.

F.E.A.R.

В 2023 году на центральных улицах Калуги появились яркие граффити команды F.E.A.R., и если вы не видели их вживую, то наверняка они попадались вам на глаза в калужских новостных пабликах: местные СМИ любят спрашивать об отношении калужан к такому виду творчества.

F.E.A.R. не молодая команда, ее история насчитывает уже около 10 лет, а состав участников неоднократно менялся. Сейчас в команде три активных художника, которые предпочитают оставаться в тени и заниматься нелегальным уличным искусством:

«У нас были переговоры по поводу того, чтобы разрисовать один объект, но мы не согласились — не хотим этого. Больше хочется экстрима, нелегального: посыл людям донести и чуть нервы свои пощекотать», — рассказал нам один из художников команды.

Основная тематика работ — это граффити в поддержку футбольного и хоккейного клубов Калуги, а также специальной военной операции, так как многие друзья участников команды сейчас находятся в горячих точках. Ещё в планы ребят входит создание граффити на тему истории России.

К выбору места для рисунка F.E.A.R. подходит ответственно: «Мы выбираем места так, чтоб это было видно людям, проходящим мимо, и так, чтобы не навредить собственникам объекта. Мы не хотим вандалить. Если мы видим, что здание заброшенное, то мы рисуем на нем. На жилом доме мы рисовать не будем».

Оксана Сулоева

Керамический стрит-арт — явление не частое, однако и в нашем городе такое можно увидеть: неизвестные существа будто бы вырываются из трещин на старинных калужских домах. А автором этих работ стала Оксана Сулоева — керамист, который никогда не занимался стрит-артом. Ее проект так и назывался — «Существа».

«Началось это где-то в январе–феврале 2020 года. Тогда на каждом углу говорили, что мы переходим в новое время. Возможно, это на меня повлияло, а возможно, я тоже просто что-то почувствовала, как и все тонко чувствующие люди. В общем, я просто села и начала их лепить. И спустя какое-то время мне пришел смысл всего мной сделанного: „Настало время, когда ткань бытия настолько истончилась, что сквозь нее стала видна изнанка мира. И сквозь эти прорехи в наш мир стали просачиваться существа. Хорошие они или плохие — это зависит от каждого из нас, потому что плохой увидит плохое, а хороший увидит хорошее. Это нам кажется, что мы их выбираем. На самом деле это они делают так, чтобы их свойства притягивались к нашим и усиливали их“. Мне хотелось их приклеивать на старые здания, где есть трещины, облуплена штукатурка и виден красный кирпич. Мне просто пришло в голову, что сейчас мир выворачиваться наизнанку, но он выворачивается к нам своей лучшей стороной — вот такой посыл»

— рассказывает Оксана о своей задумке

Другая серия керамического стрит-арта Оксаны связана с космической тематикой. Ей показалось немного несправедливым, что в колыбели космонавтики никто никогда не популяризировал тему космической фантастики: пришельцы, загадочные кометы и цитаты с предсказаниями.

Если вы идете путем стрит-арта, то будьте готовы

Стрит-арт — штука недолговечная: граффити считаются вандализмом и уничтожаются коммунальными службами по умолчанию. Обычно это происходит тихо, но некоторые истории получают огласку. Тут можно вспомнить историю работы Деониса Текко «Лава-ламповый курорт», которая нарисована на опорах Анненского моста. Буквально через месяц после своего появления ее забаффили* коммунальные службы города, но волна негодования, поднявшаяся в соцсетях, поспособствовала возвращению «Лава-лампового курорта» — коммунальщикам пришлось отмыть краску.

Баффить (англ. to buff — полировать) — удалять граффити со стен или поездов. (Википедия)

Кстати, это не первый случай, когда коммунальные службы закрасили работу калужских художников. Годом ранее на Воскресенской появились три работы Бориса Пономарева, о которых мы писали выше. В соцсетях калужане обсуждали свое отношение к такому творчеству, и многим работы художника понравились больше, чем вид разрушающегося старинного забора, на котором они располагались. Но спустя время копии шедевров закрасили серой краской, и волны протеста за этим не последовало. Повезло только «Московскому дворику» — его коммунальщики не тронули, и работу можно увидеть по сей день.

Избежать закрашивания можно — для этого нужно согласовать эскиз с администрацией города и получить разрешение на нанесение рисунка у собственника объекта. Это долгий путь, и им идут организаторы крупных стрит-арт фестивалей, таких как «Стенография» или Urban Morphogenesis. Но как показывает практика, даже работу известного художника согласование не спасает, когда включается «общественное мнение» и большая политика. Так было, например, с «Супрематическим крестом» Покраса Лампаса в Екатеринбурге.

Но не только коммунальщики закрашивают граффити, иногда это делают «конкуренты». «Есть сезонные граффитчики, которые появляются и все подряд хорошие работы перекрывают — рисуют на них свои. Обычно с наступлением зимы такие художники исчезают, а на следующий год у них уже новые интересы. Поэтому здесь важен момент: чем труднее добраться до спота* тебе, тем сложнее добраться всем остальным», — поделился с нами Дильшод Ягдаров.

Спот — определённо выбранные места, которые принадлежат работе (Википедия)

Бывает в среде уличных художников и «контрафакт». Возможно, вы встречали на калужских улицах граффити с надписью «Саквояж». Саквояж — это довольно известный московский стрит-арт художник, который со временем стал себя называть чуть-чуть иначе — Сакво. Когда это стало известно, один начинающий калужский граффитчик решил, что раз тот использует другое имя, то имя Саквояж свободно и можно присвоить его себе. Теперь в Калуге много граффити, которые можно принять за работы известного художника, хотя он к этому не причастен.

***

Так мы видим историю калужского стрит-арта первой четверти XXI века. Конечно, она неполная и в ней не хватает многих деталей и имен. В статье мы рассказали только о тех художниках и командах, которых нам удалось найти и которые были не против рассказать о своем творчестве. Так что мы с удовольствием дополним наш материал, если вы предложите нам новых героев или сами расскажете их истории.

Ольга Небольсина, специально для Калугахаус.Медиа